Как компаниям мобилизовать силы во время эпидемии

И настроить сотрудников на конструктивную  работу
Варвара Гранкова для Ведомостей
Варвара Гранкова для Ведомостей

Собранность, эмоциональная поддержка сотрудников и эффективное руководство сегодня необходимы всем: и международным корпорациям, и мелким стартапам. Есть веские поводы для тревоги. Выполнение ранее установленных целей и планов в бизнесе сейчас под вопросом, сотрудникам требуется время для решения семейных проблем, будущее экономики не выглядит многообещающим – а что еще ждет нас завтра?

Нет сомнений, неопределенность губительна как для бизнеса, так и для мотивации сотрудников. Коронавирус приносит такую неопределенность и в бизнес, и в личную жизнь. Однако едва ли получится решать проблемы, если менеджмент и сотрудники поддадутся панике. Упаднические настроения не помогут ни бизнесу, ни экономике, ни здоровью и благополучию сотрудников.

В период неопределенности руководителям следует обратить пристальное внимание на собственные поступки и реакцию на сложившиеся обстоятельства. Способствуют ли они распространению паники или, наоборот, настраивают сотрудников и общественность на более продуктивный лад?

Динамика поведения людей весьма предсказуема. Находятся ли они в офисе или работают из дома, оставаясь на связи с помощью цифровых технологий, они все равно попадают под влияние непрерывного потока негативных новостей со всего мира.

Сегодня как никогда большинство лидеров осознают, насколько важно выйти вперед и показать команде, что они готовы принять на себя ответственность. С чего же начать? Три способа помогут руководителям перенаправить энергию людей от паники к созиданию.

Остерегайтесь негативных стереотипов

Что определяет наше поведение в кризисной ситуации? Результаты недавнего психологического исследования свидетельствуют о том, что искажения в восприятии усиливаются, когда мы оказываемся под влиянием нескончаемого информационного потока, вызванного кризисом. Сейчас насчитывается почти 200 форм искаженного восприятия, которые влияют на когнитивные способности людей каждый день. При возрастающих угрозах, таких как пандемия COVID-19, три из них проявляются наиболее явно.

Так, наиболее заметна склонность мозга к негативу, которая выражается в стремлении постоянно отслеживать и обдумывать мрачные новости и события. Наш мозг захлестывает нескончаемый поток информации из множества источников, но мы не можем остановиться и стремимся узнавать все больше и больше новостей.

Другой усилившийся эффект – эвристика доступности, когда мы не можем перестать обдумывать сценарий или событие, которое только что наблюдали или о котором слышали. Сегодня серьезную тревогу у всего человечества вызывают последствия пандемии коронавируса для профессиональной и личной жизни. Мы думаем о том, что будет дальше, и снова и снова возвращаемся к этой теме в наших мыслях.

Наконец, нами овладевает предвзятость подтверждения: мы стремимся узнавать все больше новостей и фактов, чтобы подтвердить свои негативные убеждения и прогнозы. Это провоцирует дальнейшее проявление двух предыдущих психологических эффектов.

Однако не только эти факторы оказывают влияние на людей. Эмоции играют огромную роль практически в любом решении, которое мы принимаем. В этом есть и преимущество: эмоциональный фильтр позволяет быстро принимать бесконечно много сложных решений, не совершая при этом изнурительного анализа преимуществ и недостатков. Но из-за обилия плохих новостей и когнитивных искажений наше стабильное эмоциональное состояние может быть подорвано, и нам легко сорваться в пике отрицательных реакций и деструктивного поведения.

То, как мы управляем собой, критически важно, чтобы наш бизнес и экономика выстояли в кризисное время. Это позволит осознать искажения восприятия и понять, как эмоции влияют на решения. В стрессовой ситуации сложно наблюдать за своей реакцией, однако практики осознанности и осознанного дыхания позволят составить более ясную картину происходящего и найти в себе силы для противостояния новым вызовам.

Несмотря на то что руководителям важно обладать полными сведениями о текущих событиях, постарайтесь ограничивать оглушительный поток информации и просматривайте новости только в конце дня, а не при каждой появившейся возможности.

Также ограничьте время, которые вы проводите в социальных сетях, и заблокируйте или скройте уведомления от авторов и комментаторов, сеющих панику.

Глубоко дышите, ищите позитивные новости и делитесь ими со своими друзьями и коллегами.

Постарайтесь регулярно делать перерывы, чтобы восстановить эмоциональный баланс, делайте физические упражнения и выходите подышать свежим воздухом, если есть такая возможность и это безопасно. Если такой возможности нет, организуйте свое рабочее место так, чтобы пространства для работы и домашних дел и досуга были четко разграничены.

Проявите искреннюю заинтересованность и участие

Многие реакции сейчас обусловлены врожденным инстинктом нашего организма «бей или беги», а мозг в состоянии страха не может работать эффективно. Гормоны, в том числе норадреналин и кортизол, негативно влияют на наши способности к целенаправленной деятельности, фактически лишая нас возможности вспоминать или запоминать базовую информацию.

Крайне важно заново заложить основы психологической безопасности. Это не ограничивается информированием о новых правилах пользования общественным транспортом и напоминаниями о том, как правильно мыть руки (это, безусловно, важно, но этого недостаточно). Руководители, проявляющие участие, должны с вниманием относиться к страхам и тревогам сотрудников, эффективно устранять их по мере своих возможностей, выслушивать людей и оказывать им поддержку.

Происходящие в результате нейрохимические изменения – снижение уровня норадреналина и кортизола и рост выброса окситоцина – означают, что химические фабрики нашего мозга начинают работать на нас, а не против нас. Благодаря этому сотрудникам проще начать спокойно заниматься вопросами, требующими решения.

В любой коммуникации эмпатия (способность к сопереживанию) должна быть обязательным элементом. Проявляйте человечность, открыто делитесь своим личным опытом и переживаниями. Признайте, что ситуация сложная, прецедентов она не имеет и все находятся в одной лодке.

Такие решения, как виртуальная среда и инструменты для удаленного взаимодействия, помогут поддерживать непрерывность бизнеса на протяжении большей части 2020 г. Однако важно не допустить, чтобы на телефонных конференциях или видеосовещаниях доминировали люди, внимание которых рассеянно и которые по-прежнему пребывают в паническом состоянии. Прежде чем мы сможем эффективно взаимодействовать в виртуальном пространстве, необходимо установить друг с другом контакт: оставлять время для обсуждения неформальных вопросов, расширять свой круг поддержки через дружеские отношения. Чтобы быть продуктивным, важно чувствовать свою безопасность и защищенность.

Мы должны напоминать коллегам о целях компании и напоминать себе, что мы выйдем из этой ситуации более сильными и более эмоционально подготовленными.

Переходите на формат спринтов

Какие практические действия могут предпринять лидеры, чтобы улучшить продуктивность в период нестабильности? Один из методов, который можно использовать, берет свое начало из мира спринтов, хакатонов и совместной разработки.

Вместо того чтобы проводить с командами многочисленные встречи онлайн для обсуждения последних новостей, координации задач или решения очередных вопросов, поставьте более широкие цели, на достижение которых потребуется несколько недель или месяцев. Вовлекая коллег в решение клиентских или общественных вопросов, требующих нестандартного подхода, мы можем направить наши страхи в творческое русло. Командная работа, ориентированная на результат, поможет сохранять продуктивность.

Работа в формате спринтов подразумевает, что крупные задачи логически разбиваются на более мелкие составляющие, которые затем распределяются между командами, каждая из которых ориентирована на решение одного конкретного вопроса. Определите, какую работу по анализу вовлеченных сторон и причинно-следственных связей требуется провести прямо сейчас, какой объем услуг необходимо переформатировать для дистанционного взаимодействия с клиентами. Для проработки этих задач попробуйте использовать небольшие команды и разрабатывать идеи в рамках коротких циклов, чтобы команды могли взаимодействовать друг с другом и не выпадать при этом из процесса работы над общей целью и потребностями клиентов, своевременно формируя решения.

Долг начальника

Люди обладают способностью выживать в ситуациях повышенного стресса. Эпидемия коронавируса – событие, беспрецедентное по масштабу и последствиям, однако руководители могут оказывать положительное влияние на ситуацию вокруг. Обеспечение условий для продуктивности и креативности – ежедневные обязанности руководителей, и пандемия от них не освобождает. Наоборот, кризисная ситуация требует, чтобы начальники сами стали осознаннее и эффективнее и помогли своим коллегам достичь того же. Они могут способствовать позитивному развитию ситуации, контролируя свое сознание, внимательно и с искренним участием заботясь о тех, кто их окружает, и действуя так, чтобы в кризисной ситуации проявлялись лучшие, а не худшие стороны человеческой натуры.

Об авторе: Гордон Рудоу – партнер консалтинговой компании Oliver Wyman

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь