Как ритейлеры борются с дефицитом курьеров
Как решить проблему доставки заказов, не нанимая слишком много людейСестры Ксения и Ирина Бирюковы владеют небольшим кафе на Покровке. В меню Sisters cafe – пицца на тонком тесте, супы, стейки с салатами и бургеры. Иногда сестры бесплатно доставляли заказы постоянным клиентам, которые жили поблизости. Но услугу не рекламировали, говорит Ксения. Из-за вспышки коронавируса гостей стало меньше, и выручка упала на 70%. Чтобы компенсировать потери, Sisters cafe предложило бесплатную доставку всем клиентам в радиусе 2 км. Но заказы стали поступать не только с Покровки, но и из других районов Москвы – из Фили и Кунцева. Бирюковы расширили радиус доставки, но нанимать курьеров не стали – дорого. Развозить заказы начали сотрудники кафе (всего в нем работает 30 человек). Предпринимательницы сократили количество смен сотрудников и надеются компенсировать потери за счет доставки, признается Ксения.
После роста заболеваемости коронавирусом в России нагрузка на персонал, занимающийся доставкой товаров на дом, резко выросла. Например, 16–17 марта количество онлайновых заказов на 40% превысило средние показатели 2020 г., сообщил представитель X5 Retail Group.
На прошлой неделе количество запросов на подбор курьеров и водителей выросло на 150%, говорит Юлия Молодницкая, директор отдела по развитию бизнеса кадровой компании Unity.
С 1 по 18 марта 2020 г. российские работодатели разместили на портале поиска работы HeadHunter 2097 вакансий курьера – на 19% больше, чем за аналогичный период 2019 г., по данным HeadHunter.
При этом на одну вакансию приходится примерно 2,3 резюме, тогда как средний показатель по российскому рынку труда – шесть. Из-за высоких нагрузок и необходимости постоянно передвигаться по городу позиция курьера остается не самой популярной среди соискателей, особенно сейчас, говорит Молодницкая. Если у работника есть возможность устроиться продавцом, кассиром или работником склада, он предпочтет эти специальности работе курьера. А теперь из-за вспышки коронавируса кандидаты могут счесть курьерскую службу опасной из-за множества контактов с людьми, уверена она.
Ритейлерам приходится расширять круг поиска, ориентироваться на студентов и абитуриентов без опыта, а также пенсионеров и специалистов, которые долго не могут найти подходящую вакансию, говорит Молодницкая.
На прошлой неделе сеть «Вкусвилл» опубликовала на своем сайте объявление с призывом помочь друг другу и объединить усилия. Сеть приглашала временных курьеров. Она сообщила о трудностях с курьерской доставкой в некоторых районах. «У жителей этих районов есть еще больше других трудностей, которых мы можем и не знать», – было написано в тексте объявления. Ритейлер искал людей, которые хорошо знают свой район, поднимают вес около 10 кг, готовы работать с 9.00 до 22.00 и не имеют симптомов ОРВИ. Стоимость одной доставки составляет 149 руб. Позже объявление было удалено с сайта. Представитель сети сообщил, что компания решила проблему с доставкой, переориентировав часть сотрудников розницы на доставку и наняв дополнительных работников.
О переброске сотрудников магазинов на сборку заказов сообщила и сеть зоомагазинов «Бетховен». Сама сеть дополнительных курьеров не нанимала, но их нанимали аутсорсинговые компании – партнеры, сообщил представитель сети.
По словам генерального директора сети зоомагазинов «Бетховен» Георгия Чкареули, курьерские компании, с которыми сотрудничает «Бетховен», увеличили вознаграждение действующим сотрудникам.
Онлайн-супермаркет сети «Перекресток» расширил штат курьеров и сборщиков заказов на 20%, сообщил представитель X5 Retail Group. Ритейлер также увеличил собственный автопарк на 20% и привлек пять компаний-партнеров по доставке, продолжает он.
Ритейлеры оптимизируют доставку. Например, «Перекрестку» пришлось повысить минимальную сумму заказа в Москве и Московской области в четыре раза, с 1000 до 4000 руб., и отказаться от доставки в конкретные временные промежутки.
За три недели марта число заказов в «М.видео-Эльдорадо» в среднем по стране выросло почти вдвое по сравнению с прошлым годом примерно до 500 000 доставок в месяц. В самых загруженных регионах сеть временно отказалась от коротких интервалов доставки – это позволяет снизить нагрузку на курьеров, сообщил представитель сети.
В службе доставки «Утконос онлайн» работает более 1100 человек, а автопарк компании составляет 510 автомобилей доставки. «Утконос» ввел ограничения по количеству доставок заказов, а также ведет работу по расширению штата и оптимизации графика работы, сообщила Марина Орлова, директор по персоналу «Утконос онлайн».
Нил Спикетт, директор по инфраструктуре и каналам доставки Ozon, рассказал, что сейчас заказы клиентам Ozon доставляет около 3000 агентов доставки по всей России. Их вознаграждение в настоящее время увеличено, говорит Спикетт.
За последние семь дней пользователи Ozon в два раза чаще выбирают бесконтактную доставку до двери – когда курьер просто оставляет посылку у двери, говорит Спикетт.
Предугадать скачкообразный рост спроса невозможно, а в короткие сроки нанять персонал для выполнения изменившегося объема заказов крайне трудно, говорит Орлова. Отдел подбора персонала задействует различные инструменты, чтобы уже в марте закрыть основную потребность во временном персонале, но нанимать людей в огромном количестве, которые после спада спроса не будут востребованы, ритейлер не собирается, говорит Орлова.