Почему бизнес плохо помогает решать проблемы человечества

И как его привлечь к борьбе с нищетой, голодом, безработицей и социальным неравенством
Ведущие игроки разных секторов экономики пришли к пониманию, что можно извлекать неплохую прибыль, помогая бороться с нищетой и голодом
Ведущие игроки разных секторов экономики пришли к пониманию, что можно извлекать неплохую прибыль, помогая бороться с нищетой и голодом / Варвара Гранкова для Ведомостей

Самые насущные проблемы человечества – борьба с голодом, нищетой, безработицей, загрязнением окружающей среды, преодоление неравенства – требуют совместных усилий государств и частного бизнеса. Для привлечения бизнеса к решению этих проблем Организация Объединенных Наций (ООН) разработала 17 целей устойчивого развития (ЦУР). Однако из 15-летнего срока, отведенного ООН на достижение этих целей, прошло уже четыре года, и сегодня основной вопрос заключается в том, предприняли ли компании серьезные шаги или просто занимаются широкомасштабным пиаром. Наши внутренние исследования указывают на второе.

С 2000 по 2015 г. многие ведущие игроки разных секторов экономики пришли к пониманию, что можно даже получать конкурентное преимущество и извлекать неплохую прибыль, помогая бороться с нищетой и голодом, развивая качественное образование, производя чистую энергию и выполняя другие ЦУР. Комиссия под председательством бывшего генерального директора Unilever Пола Полмана сообщила, что, стремясь к достижению ЦУР, бизнес обретает новые коммерческие возможности на $12 трлн.

Согласно Глобальному договору ООН более 80% из 9500 корпоративных участников договора обязались работать над достижением одной или нескольких целей. 95% этих компаний заявили, что смогут оказать «значительное» или «существенное» влияние. Но как получается на деле?

Простая смена вывески

Мы просмотрели веб-сайты 100 крупнейших мировых компаний и опросили руководителей ряда фирм, которые, по всей видимости, активно работают над достижением ЦУР. Также мы изучили доклады ООН и другие отчеты, а также созвали корпоративных лидеров на международный саммит Shared Value Leadership Summit. Вывод: серьезные намерения почти каждой изученной нами компании на деле оборачиваются только косметическими изменениями – существующие инициативы корпоративной социальной ответственности (КСО) были просто переименованы в соответствии с новыми целями. Мы обнаружили, что очень немногие компании предпринимают что-то новое или делают что-то иное для достижения поставленных целей.

Корпоративная социальная ответственность и благотворительность никогда не смогут обеспечить масштаб воздействия, которого требуют ЦУР, – даже если целиком переориентировать на решение глобальных проблем человечества все корпоративные благотворительные программы.

Несколько компаний по-настоящему серьезно отнеслись к ЦУР. Например, в DSM и Novozymes высшее руководство ориентируется на ЦУР при выборе стратегических приоритетов развития бизнеса, в том числе в разработке продукции. Один из примеров новых прибыльных разработок, помогающих достичь ЦУР, – технология BioSec компании Novozymes, позволяющая сократить расход воды в цикле переработки отходов. Глобальная энергетическая компания Enel ускоряет вывод из эксплуатации угольных электростанций и инвестирует только в возобновляемые источники энергии.

Но это редкие исключения. Например, несмотря на то что 27 из 50 крупнейших компаний США заверяют, что работают в среднем над девятью ЦУР, они тем не менее не предпринимают почти ничего нового или принципиально иного в своей основной деятельности. Даже программы благотворительности или КСО изменились очень мало.

Произвольное содержание

Общий характер целей и отсутствие подотчетности в выполнении взятых на себя корпорациями обязательств на практике означают, что уклониться от серьезных намерений совсем не трудно. Например, ЦУР № 3 – «обеспечить здоровый образ жизни и содействовать всеобщему благополучию» – может подразумевать практически все, что угодно. Ничто не мешает компаниям делать поверхностные, а порой и не соответствующие действительности заявления.

$20млрд

было потрачено компаниями США в 2018 г. на программы корпоративной благотворительности и социальной ответственности

Во многих случаях основная деятельность компаний противоречит принимаемым ими обязательствам. Табачный гигант Philip Morris заявляет, что работает над достижением целей в области здравоохранения. На самом деле? Приверженность ExxonMobil ЦУР № 7 – доступной и чистой энергии, – похоже, совсем не изменила бизнес-модель компании. Эти компании как-то работают над достижением поставленных целей, но суть их основной деятельности гораздо сильнее противоречит их же собственным обещаниям.

Планы для компаний

Что же делать компаниям, которые ответственно относятся к достижению целей устойчивого развития и на самом деле хотят сделать мир лучше?

1. Ограничьтесь меньшим числом конкретных целей. Выберите от одной до трех наиболее важных для вашего бизнеса ЦУР. Как отмечалось выше, крупные американские компании в среднем заявляют для себя по девять целей. Ни одна компания не может серьезно работать одновременно в стольких направлениях. Цель должна соответствовать реальным возможностям бизнеса. Поэтому компаниям стоит сместить акцент с 17 общих формулировок ЦУР на 169 более конкретных, определенных ООН задач (у каждой ЦУР свой список), и сформулировать свои намерения с учетом этих конкретных и измеримых задач.

2. Сосредоточьтесь на наиболее перспективных возможностях для бизнеса. Чем больше коммерческий потенциал (возникающий при реализации ЦУР), тем быстрее можно достичь необходимых масштабов выпуска новых продуктов и услуг. Это означает, что ЦУР придется вывести из зоны ответственности отдела КСО и закрепить за операционным департаментом и топ-менеджерами, отвечающими за стратегию. Генеральный директор должен установить план выполнения и дать поручения соответствующим бизнес-подразделениям.

3. Поставьте значимые краткосрочные цели. Компании должны придерживаться конкретных и измеримых целей, которые должны учитывать как социальный прогресс, так и выгоду для акционеров. Ждать 2030 г., чтобы отчитаться о проделанной работе, слишком долго. Компании должны преобразовать выбранные ЦУР в трехлетние и пятилетние плановые показатели и публично докладывать о ежегодных результатах – как и в случае любой другой серьезной бизнес-инициативы.

4. Перераспределите ресурсы. Серьезные инновации не могут быть внедрены без ресурсов, но ресурсов корпоративной благотворительности недостаточно.

5. Честно выявите, что в нынешнем бизнесе не соответствует устойчивому развитию, и устраните противоречия. У большинства компаний ассортимент продукции или виды деятельности в цепи создания стоимости или цепи поставок противоречат ЦУР. Компании должны признать эти несоответствия и предложить план и сроки снижения их негативного воздействия.

Работа для ООН

Чтобы все не сводилось к одному только пиару, как это часто происходит сейчас, ООН и ее партнерам также придется действовать по-другому:

1. Требовать подотчетности и проверки всех корпоративных намерений. ООН должна требовать у компаний отчета о выполнении принятых обязательств и, что еще важнее, спрашивать за отклонение от неудобных им целей или за заявления о выборе целей, которым противоречит их фундаментальная бизнес-модель. Компаниям, которые хотят взять на себя задачи ЦУР, потребуется пройти официальный процесс одобрения. Вместо того чтобы приветствовать все компании, которые добровольно соглашаются выполнять новые цели, ООН должна просмотреть все заявляемые корпорациями обязательства и опубликовать реестр официально одобренных участников частного бизнеса. Таким образом удастся гарантировать добросовестность и серьезность корпоративных намерений и отвергнуть ложные, противоречивые или преувеличенные заявления.

ООН должна четко отделять компании, которые следуют ЦУР в программах благотворительности и КСО, от тех компаний, которые внедрили ЦУР в основную бизнес-модель (разработку продуктов, стимулирование сбыта, цепь поставок) и в которых решения о выделении бюджетных средств принимаются непосредственно высшим руководством.

Но в любом случае компании должны четко формулировать, что они делают для достижения ЦУР. Этим должна заниматься проектная группа при генеральном директоре, а потом эта группа может быть преобразована в контрольный комитет для подтверждения принятых обязательств.

2. Объединять усилия. Существует реальный риск того, что добровольно выбранные компаниями цели даже при серьезном и взвешенном подходе к их исполнению никогда не приведут к ощутимому прогрессу. Поэтому ООН следует объединить конкретные цели, принятые каждой одобренной компанией, и сообщить, будут ли совокупные усилия различных отраслей промышленности способствовать достижению соответствующей цели. Затем нужно активно поощрять новые компании присоединяться, а существующие компании – повышать уровень решаемых задач. Объединенные усилия с большей вероятностью дадут желаемый результат.

3. Налаживать партнерские отношения. ООН, ее агентства и генеральные директора должны организовывать многоотраслевые коалиции и работать в партнерстве для достижения каждой из целей, как это предусмотрено в ЦУР № 17. Общие цели сплачивают самых разных участников: компании, НКО, правительства и агентства развития. Так разные секторы экономики, давно привыкшие говорить на разных языках и преследующие разные цели, смогут найти общие интересы и возможности для сотрудничества.

Участие частного бизнеса в решении проблем человечества может значительно увеличить шансы на успех. Но компаниям и организациям придется изменить существующий подход, чтобы участие частного бизнеса не ограничивалось хвастовством и пустыми обещаниями: пустые обещания не помогают устойчивому развитию.

Об авторах: Марк Креймер – старший преподаватель Гарвардской школы бизнеса; Риши Агарвал – генеральный директор международной консалтинговой компании FSG; Адити Шринивас – сотрудник FSG

Оригинал статьи здесь