Сотрудникам недостаточно премий и признания заслуг
Они хотят от руководства большегоОчень часто слова «признание» и «одобрение» используются как синонимы, а многие вообще считают, что это одно и то же. Однако, хотя и признание, и одобрение одинаково важны, это разные понятия. Эту разницу должны понимать и руководители, которые стремятся к процветанию своей команды, и организации, в которых создается культура вовлечения, лояльности и высокой продуктивности.
Признание – это положительная обратная связь по результатам работы. Признание можно получить формальным материальным способом, например с помощью премии, бонуса, повышения в должности. Оно может быть и нематериальным – простым «спасибо» или письменной благодарностью. Обе формы значимы, особенно если положительная оценка дана искренне и своевременно. Признание всегда мотивирует и вдохновляет – все хотят, чтобы их работа была оценена по достоинству.
Однако у признания есть несколько ограничений.
1. Признание зависит от эффективности, т. е. не безусловно.
2. Признание основано на достижениях прошлого.
3. Признания на всех не хватит: не бывает признания в неограниченных количествах для всех и каждого, а погоня за ним может обернуться дополнительным стрессом.
4. Признание обычно получают от вышестоящих. Многие организации реализуют программы поощрения, инициируемого сотрудниками, но, как правило, основные формы признания (повышение или продвижение по службе) – это прерогатива руководства.
Признание заслуг вместе с материальным поощрением – замечательная вещь, но исследователи из Лондонской школы экономики продемонстрировали, что финансовая награда может иметь негативные последствия. Анализ 51 эксперимента показал, что денежные премии могут ослаблять внутреннее стремление сотрудника выполнять задачу и получать удовольствие от ее успешного выполнения.
Одобрение же – это признание ценности человека, личной и профессиональной, независимо от его достижений. Проще говоря, признают то, что ты сделал, а одобряют тебя самого.
Эту разницу важно понимать, поскольку признание и одобрение имеют разные причины. Даже успешные люди проходят через ошибки и трудности, а тот или иной их проект может не дать ощутимых результатов. Если фокусироваться только на достижениях, т. е. на признании заслуг, можно упустить возможности укрепить отношения и поддержать членов своей команды, одобрив их.
Несколько лет назад Опра Уинфри очень убедительно говорила об этом, выступая с напутственным словом перед выпускниками Гарвардского университета: «Самое важное, что я узнала за 25 лет ежедневного общения с людьми, – это то, что всех нас объединяет потребность в одобрении. Мы хотим, чтобы нас понимали. За свою карьеру я провела более 35 000 интервью. После того как камера выключается, каждый герой поворачивается ко мне и задает один и тот же вопрос: «Все прошло нормально?» Этот вопрос мне задавал президент Буш. Его задавал мне президент Обама. Его задавали герои дня и домохозяйки, жертвы преступлений и преступники. Нам всем нужно знать, нормально ли все прошло. Нам нужно знать, слышат ли нас, замечают ли нас, имеем ли мы значение».
Уинфри говорит об одобрении. И когда вы выражаете одобрение коллегам, клиентам, менеджерам и партнерам, вам будет легче построить доверительные и надежные отношения.
Предлагаю несколько способов продемонстрировать одобрение окружающим.
Слушайте. Это самое простое и эффективное, что вы можете сделать для своих коллег: отложите телефон, отвернитесь от экрана компьютера и выслушайте.
Говорите о том, что вы цените в собеседнике. Великий дар – уметь показать человеку, что вы его цените (не потому, что он чем-то отличился или вам от него что-то нужно). Это отличный способ помочь окружающим поверить в себя, укрепить отношения и улучшить культуру общения в команде.
Интересуйтесь. Теодору Рузвельту часто приписывают фразу: «Людям безразлично, сколько вы знаете и умеете, до тех пор, пока они не узнают, насколько небезразличны вам». Неважно, кто это сказал, мысль все равно замечательная. Узнавайте, как дела у тех, с кем вы работаете. Если вы будете интересоваться их жизнью (и искренне), спрашивать, над чем они сейчас работают, они поймут, что вам не все равно.
Руководителям особенно важно демонстрировать одобрение сотрудникам. В исследовании уровня одобрения сотрудников Glassdoor 53% участников отметили, что при большем одобрении со стороны руководителя могли бы дольше работать в компании – и это учитывая тот факт, что 68% участников, по их словам, получают одобрение от руководства в достаточной степени. Вывод? Одобрения слишком много не бывает.
В своих выступлениях на конференциях я рассказываю, что выдающиеся лидеры умеют выразить и признание, и одобрение. Понимание разницы между тем и другим принесет пользу и в личной, и в профессиональной сфере. Признание заслуг нужно заработать. Одобрение же необходимо всегда.
Об авторе: Майк Роббинс – автор книг, консультант, более 20 лет работающий с руководителями компаний из списка Fortune 500