Как начальникам реагировать на неприятности

Результаты работы компаний зависят от того, насколько хорошо их руководители справляются с эмоциями
Варвара Гранкова / Ведомости
Варвара Гранкова / Ведомости

На работе мы испытываем различные эмоции (фрустрацию, злость, страх, волнение), и это нормально. От того, как хорошо справляются с этими чувствами лидеры, зависит, насколько созидательна или разрушительна рабочая атмосфера, насколько мотивированны или разочарованны сотрудники. Способность руководителя управлять своими чувствами определяет боевой дух и мотивацию команды. Марк Бракет, директор Йельского центра по исследованию эмоционального интеллекта, объясняет, что регуляция эмоций может оказаться самым важным свойством эмоционального интеллекта.

Пример: футбольная команда в решающем матче уступает один мяч. В самом конце первого тайма после нарушения команда получает право пробить пенальти – замечательную возможность сравнять счет. Ведущий игрок команды готов ударить по мячу. Сначала мяч устремляется в угол сетки, но внезапно отскакивает назад. Игрок хватается за голову и уходит с поля на перерыв.

Команда расстроена, тренер тоже. Его цель – помочь команде за время перерыва преодолеть неудачу, чтобы игроки вышли на поле в приподнятом настроении и мотивированные на победу. Должен ли он справиться со своим разочарованием, изобразить улыбку на лице и сделать вид, что ничего не произошло? Или ему стоит, не сдерживаясь, выразить свои чувства? Какой вариант поможет добиться цели?

Согласно исследованию, люди склонны управлять своими эмоциями, либо подавляя, либо переоценивая их. Подавление – самый распространенный способ: мы скрываем свои чувства и притворяемся, что все в порядке. Несмотря на свою популярность, эта стратегия ведет к целому спектру негативных последствий для личности: меньшему количеству друзей и близких, увеличению доли негативных эмоций, неудовлетворенности жизнью, ухудшению памяти и повышенному кровяному давлению. Если тренер скроет свой гнев, это может привести к подобным последствиям для всех игроков. Даже если они не осознают скрываемую им злость, на психологическом уровне они чувствуют ее и ощущают как сигнал тревоги.

Может показаться, что полное выражение эмоций – более эффективная стратегия. Но и у нее есть свои разрушительные последствия. Если тренер выразит разочарование в этот критический момент, он может поколебать уверенность игроков. И вместо мотивации и вдохновения он оставит своих игроков угнетенными и полными страха.

Переоценка, или пересмотр эмоциональной ситуации, может оказаться наиболее эффективной стратегией. К примеру, тренер может напомнить себе, что это еще не конец, а всего лишь одна игра в сезоне и команде еще представится возможность для победы. Переоценка помогает успокоиться и осознать, что игроки уже испытывают разочарование и их нужно не угнетать, а поддержать. Тренер может начать разговор с признания общего разочарования, а затем подчеркнуть, что итоговые результаты будут зависеть от того, как они все справятся с этим вызовом и смогут ли отыграться во втором тайме.

Недавно мы провели исследование с участием 15 университетских тренеров и их спортсменов. Тренеры, придерживающиеся стратегии переоценки, испытывали меньше негативных переживаний, чем те, кто стремился подавлять их. Кроме того, переоценивающие эмоции тренеры создавали более положительную атмосферу в команде, выстраивали доверительные отношения, легко общались и мотивировали.

Результаты другого исследования показывают, что регуляция эмоций является ключевой компетенцией не только спортивных тренеров, но и в целом успешных руководителей. Ведь одна из отличительных особенностей сильного лидера – способность влиять на эмоциональное состояние подчиненных. Лидеры должны уметь вдохновлять и вселять уверенность в сотрудников, чтобы они не теряли мотивацию и справлялись с трудностями. А для этого руководитель должен уметь управлять собственными чувствами.

В одном из исследований говорится, что лидеры, предпочитающие, получая плохие новости, пересматривать эмоциональную ситуацию, нежели подавлять эмоции, лучше справлялись с реакцией сотрудников на эти плохие новости. А первой реакцией сотрудников были злость на начальство и недовольство его действиями.

В критической ситуации переоценивать эмоции трудно. Но есть полезный способ: попробуйте воспринять проблему как вызов, а не как угрозу. Это поможет людям сконцентрироваться на задаче и подумать о последующих шагах. Необходимость справиться с вызовом вселяет уверенность перед лицом опасности. И наоборот, если воспринимать проблему как угрозу, мотивация снижается, а уровень стресса растет.

Когда вы испытываете стресс, лучший способ сохранить самообладание – глубокое дыхание, объясняет Джоанн Берлин, руководитель TLEX Institute. Дыхание действительно помогает быстро успокоиться. Вдох повышает сердечный ритм и кровяное давление, а выдох – снижает. Это простое упражнение можно выполнять даже во время деловых встреч или собраний – нужно лишь вдохнуть на счет «раз» и выдохнуть на два счета. По ее мнению, менеджеры высшего звена должны учиться управлять собой с помощью дыхательных упражнений и других простых приемов и это ведет к успеху их команды.

Об авторах: Эмма Сеппала – сооснователь Йельского центра по исследованию эмоционального интеллекта. Кристина Брэдли – аспирант центра.

Оригинал статьи здесь.