Российские компании не хотят переходить на четырехдневную рабочую неделю
Бизнесу она не нужна – и даже противопоказана, выяснилось в совместном исследовании «Ведомостей» и HeadHunterВ июне этого года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о возможном переходе на четырехдневную рабочую неделю. И поручил Минтруду до конца сентября оценить влияние сокращенной рабочей недели на экономику, производительность труда и социальную сферу.
По просьбе «Ведомостей» исследовательская служба портала HeadHunter в начале сентября опросила 200 российских работодателей, чтобы выяснить их отношение к возможному изменению трудового графика. Опрос показал, что переход на четырехдневную рабочую неделю в ближайшие год-два рассматривают лишь 12% работодателей, а в долгосрочной перспективе – 8%.
Подавляющее большинство работодателей (76%) вообще не рассматривают переход на сокращенный трудовой график. Они считают, что ради четырехдневки им придется снижать зарплату и нанимать новых людей, а и то и другое очень плохо. Производительность труда упадет, переработок станет больше, выгорание усилится, а трудовая дисциплина ухудшится. Не видят никаких недостатков в четырехдневной рабочей неделе лишь 10% работодателей. «Ведомости» разбирались в плюсах и минусах введения четырехдневной рабочей недели.
Нечем заняться
Некоторые российские предприятия уже вводили четырехдневную рабочую неделю – но на время и вынужденно. Например, «АвтоВАЗ» в 2016–2017 гг. работал по четырехдневному графику и делалось это для сохранения численности персонала (около 43 000 человек) на фоне снизившегося спроса на автомобильном рынке, объяснял тогда представитель компании. Сейчас группа ГАЗ может перейти на четырехдневный график. Представитель компании сообщил «Ведомостям», что пока о переходе на четырехдневную рабочую неделю объявлено в превентивном порядке, заводы компании перейдут на такой график, если осенью ситуация на рынке коммерческого транспорта ухудшится. Режим неполного рабочего времени позволит избежать сокращения персонала и обеспечит стабильную загрузку производства.
В последние годы в России во всех отраслях идет сокращение объема работ и сейчас его слишком мало, чтобы обеспечить полную занятость всего экономически активного населения (по данным Росстата, численность населения, занятого в экономике России, в июне 2019 г. составляла 71,6 млн человек), полагает гендиректор консалтинговой компании «ЛюдиPeople» Виктория Петрова. По опыту более 100 проектов повышения производительности труда в разных отраслях, выполненных «ЛюдиPeople», на большинстве предприятий сотрудники загружены от 30 до 70% рабочего времени, а остальное рабочее время они просто отсиживают или занимаются личными делами. По ее мнению, четырехдневная рабочая неделя снизит расходы сотрудников на проезд, уменьшит количество транспорта на дорогах, повысит выработку на каждом рабочем месте.
В 2019 г. фонд рабочего времени в России составляет 1970 часов в год при 40-часовой рабочей неделе. По мнению Петровой, можно безболезненно сократить фонд рабочего времени до 1700 часов в год для всех категорий трудящихся, только надо сокращать не дни, а рабочие часы: например, сократить рабочий день до 6,5 часа, а оплату труда привязать к единицам товаров и услуг, произведенных или оказанных за отработанное время.
По данным опроса «Ведомостей» и HeadHunter, 19% работодателей считают переход на четырехдневную рабочую неделю безоговорочно целесообразным для их компании. 51% респондентов видят основным преимуществом перехода уменьшение выгорания сотрудников, 37% – более эффективное использование рабочего времени, примерно треть – улучшение здоровья сотрудников.
Мария Макарушкина, партнер компании «Экопси консалтинг», рассказывает, что позиции топ-менеджеров по отношению к четырехдневке радикально противоположны. Половина считает, что более сжатая рабочая неделя могла бы подстегнуть сотрудников, сделать их более собранными.
Однако другая половина руководителей, напротив, сетует, что сотрудники их компаний перегружены работой, вынуждены задерживаться допоздна на работе или трудиться по выходным. Они полагают, что сокращение рабочих часов только усилит перегрузки, рассказывает Макарушкина.
На вопрос о целесообразности ввода четырехдневки на ММП им. В. В. Чернышева управляющий директор Амир Хакимов ответил лишь, что на следующий год ММП загружено заказами на 105% и предприятию приходится увеличивать количество участков, которые работают в две смены, чтобы исполнить все обязательства перед заказчиками. По данным опроса «Ведомостей» и HeadHunter, 42% противников перевода их компаний на четырехдневку указывают на то, что это чревато переработками и выгоранием сотрудников.
Новые люди
На Краснокамском ремонтно-механическом заводе в Пермском крае рабочие трудятся в цехах четыре смены в неделю: две смены днем, потом два дня отдыха и затем две смены ночью, рассказывает директор завода Дмитрий Теплов. Каждая смена длится больше положенных 8 часов в день, и в неделю получается 40 часов. По словам Теплова, существующий график всех устраивает. Но если в России введут обязательную 32-часовую рабочую неделю, заводу придется перестраивать график смен: возможно, придется увеличить количество смен и нанять новый персонал. Но фонд оплаты труда (ФОТ), говорит Теплов, завод увеличить не сможет, значит, придется сокращать зарплаты сотрудников.
«Ведомости» также опросили 20 крупных работодателей, собираются ли они вводить четырехдневку. 15 компаний от комментариев отказались. Многие сослались на то, что пока не выработали позицию.
Ответили лишь ГАЗ, PepsiCo, Coca-Cola и Х5 Retail Group. На заводах PepsiCo в России непрерывный производственный цикл, работа ведется в несколько смен, говорит представитель PepsiCo. Если в стране будет введена четырехдневная рабочая неделя, компании для заполнения смен потребуется больше сотрудников, а квалифицированные производственные кадры в дефиците. «Coca-Cola HBC Россия» вообще не рассматривает переход на четырехдневную неделю из-за непрерывности производственного цикла, по словам представителя компании. X5 Retail Group тоже не планирует переходить на четырехдневную рабочую неделю, говорит директор по персоналу компании Татьяна Красноперова. Но компания экспериментирует с графиком присутственных дней. По словам Красноперовой, в августе 2019 г. X5 Retail Group завершила пилотный проект по созданию удаленных рабочих мест офисных сотрудников. Опрос участников проекта показал, что удаленная работа положительно влияет на оценку компании сотрудниками.
По данным опроса HeadHunter, 49% работодателей не считают целесообразным переход их компании на четырехдневную рабочую неделю. При этом 40% отмели эту возможность сразу, а 9% – после проведения предварительных расчетов. Примерно треть противников перевода их компаний на четырехдневку указывают на то, что придется нанимать новых людей.
Введение четырехдневной недели ударит прежде всего по производству и другим отраслям, где надо обеспечивать непрерывность процесса, например по медицине, полагает Григорий Финкельштейн, партнер компании «Экопси консалтинг». Чтобы обеспечить непрерывность производственного цикла, придется нанимать дополнительных работников, а из-за дефицита производственных кадров придется автоматизировать производство в сжатые сроки. Такие проекты станут большим стрессом для многих предприятий. Градообразующие предприятия в моногородах, где рынок труда очень скуден, и вовсе станут перед выбором, автоматизироваться или закрыться, говорит Финкельштейн. По его мнению, сокращать рабочее время в России можно только постепенно – например, на один час в неделю каждые два года. Такими темпами к 2040 г. компании успеют автоматизировать многие производственные процессы и смогут сократить целый рабочий день.
Новые зарплаты
Необходимость снижения зарплат – главный недостаток четырехдневки, показал опрос «Ведомостей» и HeadHunter (так думают 48% респондентов в целом и 56% тех, кто считает переход нецелесообразным).
Второй по значимости недостаток – снижение производительности труда (38% респондентов в целом и 58% противников перевода их компаний на четырехдневку).
Опрос также показал, что 9% респондентов считают целесообразным перевод их компании на четырехдневку только при условии пропорционального снижения ФОТа. Но возможно ли это? Управляющий партнер юридической фирмы BLS Елена Кожемякина отвечает: возможно. Самый простой способ – снизить премии сотрудникам. Или же компания просто расстанется с теми, кто получает нынешнюю зарплату, и потом наймет в штат людей, согласных на жалованье на 20% меньше. Другой мерой может стать ввод денежных надбавок, зависящих от объема сделанной работы. Все это позволит снизить ФОТ на 20%, говорит Кожемякина.
Российская экономика никогда не будет готова к переходу на четырехдневную рабочую неделю, заявления властей носят чисто политический характер, убежден замдиректора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников. Если бы четырехдневная рабочая неделя была выгодна предприятиям, они бы давно на нее перешли, так как закон позволяет работодателю регулировать количество рабочих часов в организации, говорит он. Однако работодатели этого не делают и не сделают, потому что в условиях старения населения предложение на рынке труда все время падает, новые кадры брать неоткуда. По мнению эксперта, переход на четырехдневную неделю и сокращение рабочего времени на 20% ударит и по работодателю, и по работнику, а ВВП на душу населения упадет на те же 20%.
Многие сотрудники с невысокими зарплатами, получив дополнительный день отдыха, начнут искать дополнительные заработки, тем более что у них появится три свободных дня, указывает Кожемякина. Четыре дня они станут работать на одном месте, затем три дня – на другом. Фактически они будут трудиться без выходных, что скажется на их продуктивности. Поэтому идея увеличения производительности труда при переходе на четырехдневку выглядит сомнительной, считает Кожемякина.