Почему бизнес не может извлечь пользу из больших данных

Крупнейшие корпорации потратили на проекты много денег, но безрезультатно
Топ-менеджеры пока не знают, как получить большую пользу от больших данных
Топ-менеджеры пока не знают, как получить большую пользу от больших данных / Евгений Разумный / Ведомости

Попытки ведущих корпораций работать на основе данных, по-видимому, тщетны. Это основной тревожный вывод из опроса руководителей на тему больших данных и искусственного интеллекта (ИИ), проведенного в 2019 г. компанией NewVantage Partners. В опросе приняли участие 64 руководителя высшего звена из крупнейших корпораций, таких как American Express, Ford Motor, General Electric, General Motors и Johnson & Johnson.

Вот некоторые тревожные результаты этого опроса:

72% участников опроса сообщили, что у них еще не сформирована культура работы с большими данными;

69% сообщили, что не создали организацию, ориентирующуюся на большие данные;

53% признались, что пока не считают данные бизнес-активом;

52% констатируют, что не конкурируют с помощью данных и аналитики.

Кроме того, процент компаний, считающих себя ориентированными на данные, сокращается последние три года: с 37,1% в 2017 г. до 32,4% в 2018 г. и 31,0% в этом.

Все это происходит на фоне роста инвестиций в использование больших данных и ИИ. 92% респондентов сообщили, что увеличивают вложения. 75% называют стимулом для инвестиций в большие данные и ИИ страх, что компании вовремя не заметят прорывных инноваций. 55% компаний сообщили, что их инвестиции в большие данные и ИИ на сегодняшний день превысили $50 млн, что на 40% выше по сравнению с прошлым годом. Кроме того, компании создают структуры для управления проектами в области больших данных и ИИ. Если в 2012 г. должность директора по данным существовала всего в 12% компаний, то в 2019 г. – в 68%.

Однако компаниям предстоит преодолеть серьезные препятствия. 77% руководителей (по сравнению с 65% в прошлом году) сообщают, что внедрение инициатив, связанных с применением больших данных и ИИ, является крупной проблемой. Руководители говорят, что причины неудач не в технологических препятствиях (всего 7,5% считают, что проблема в технологиях). 93% респондентов считают, что трудности создают люди и процессы. Ясно, что сложности культурных изменений в ведущих компаниях значительно недооцениваются: 40,3% называют отсутствие культурного единообразия в организации и 24% – сопротивление культурным изменениям основными факторами, мешающими внедрению инициатив.

Многие компании преобразовали свои организации в гибридные, открыв «центры совершенствования», «аналитические инкубаторы» или инновационные лаборатории в попытках быстрее получить отдачу от инвестиций в большие данные. Ряд ведущих организаций создает для этого команды из руководителей, специалистов по обработке и анализу данных, инженеров и архитекторов данных.

На недавней встрече с руководителями высшего звена, организованной с целью обсудить результаты опроса, директора по данным и аналитике из многих опрошенных компаний заявили, что топ-менеджеры, активно поддерживающие использование больших данных и аналитики, скорее являются исключением из правила. Руководители назвали несколько шагов для решения проблемы. Одно из предложений – не стремиться к тотальной трансформации крупной компании, а выбрать конкретные проекты и бизнес-инициативы, которые позволят компании постепенно двигаться в верном направлении. Другой руководитель рассказал, что организовал в компании университет обработки и анализа данных, в котором учатся 400 студентов. Третий пытался внедрить гибкие методы в программы подготовки, однако, избегая терминов вроде «управление данными», имеющих отрицательную окраску для многих руководителей. Но ни один из руководителей, присутствовавших на встрече, не ждет, что такие шаги обеспечат быстрые положительные изменения в культуре использования данных.

Каковы бы ни были причины неудач инициатив по использованию данных, количество данных, применяющихся в бизнесе и обществе, продолжает расти. А решения и действия, принятые на основе аналитических методов, продолжают превосходить те, что опираются на интуицию и опыт. Компании, принявшие участие в опросе, активно инвестируют в большие данные и аналитику. Иными словами, потребность в организациях и культуре, ориентированной на данные, не исчезает. Компаниям следует обратить пристальное внимание на причины неудач этих инициатив, а также разобраться, какие действия необходимо предпринять, чтобы уменьшить культурные барьеры, мешающие их реализации. Многие компании активно инвестировали в технологии в качестве первого шага на пути к использованию больших данных, но этого недостаточно. Если они действительно надеются получить значительные преимущества для бизнеса, им необходимо более серьезно и творчески подойти к решению вопросов, связанных с человеческим фактором.

Об авторе: Томас Дейвенпорт – почетный профессор менеджмента и информационных технологий Колледжа Бабсона, старший консультант Deloitte Analytics