Более 100 млн женщин в мире могут остаться без работы

Что рынок труда готовит женщинам России
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Женщины не останутся вовсе без работы в эпоху автоматизации и искусственного интеллекта, успокаивают авторы нового доклада McKinsey Global Institute (MGI) о роли женщин в новой цифровой экономике. Наоборот, к 2030 г. благодаря новым технологиям в мире для них дополнительно появится 171 млн рабочих мест. По данным MGI, занятость среди женщин будет расти даже быстрее, чем среди мужчин, – прежде всего из-за быстро развивающегося сектора здравоохранения, в котором доминируют женщины.

Но получить новые рабочие места можно будет только после переобучения: от 40 млн до 160 млн женщин должны будут повысить свою квалификацию. Женщинам придется овладевать новыми цифровыми технологиями и навыками. Те, кто научится, повысят свою производительность и займут высокооплачиваемые рабочие места. Остальные столкнутся с падением доходов и ростом гендерного неравенства на работе.

По данным MGI, 58% дополнительных вакансий появится для женщин в здравоохранении, социальном обеспечении, оптовой и розничной торговле, а также на производстве.

«Ведомости» выясняли, что ждет в ближайшие 10 лет российских женщин.

Женские отрасли

Авторы исследования изучили рынок труда 10 стран, включая США, Великобританию, Францию, Китай. Выяснилось, что женщины составляют 72% рабочей силы в сфере административных функций, делопроизводства и обслуживания, 70% – в здравоохранении и социальном обеспечении. На производстве же их только 30%.

В этих областях, где доминируют женщины, многие рабочие места будут полностью или частично автоматизированы в ближайшие 10 лет, что, по данным доклада, сократит на 20% общую занятость среди женщин. Для сравнения: мужчины, которые больше заняты на производстве, в строительстве и других секторах, где требуется физическая сила, потеряют 21% рабочих мест.

По данным Росстата, женщин в России больше всего в сфере образования. В 2017 г. в ней трудилось 82% сотрудниц. На 2-м месте – сфера здравоохранения и социальных услуг (79% женщин). На 3-м – гостиничная отрасль и общественное питание. Здесь женщины составляют 73% от общего числа работников.

Женщин также больше, чем мужчин, в финансовых и страховых организациях (69%) и сфере культуры, спорта и развлечений (66%).

В России из 72 млн трудоспособного населения только 5 млн заняты на крупных и средних предприятиях обрабатывающей промышленности, где труд автоматизирован больше всего. И на две трети это мужчины, говорит Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований ВШЭ. Женщины, объясняет он, сосредоточены в основном в секторе услуг, а эта сфера в России, как и во всем мире, будет автоматизироваться медленнее всего.

Бухгалтер, кадровик

Однако уже сейчас в России есть традиционно женские массовые профессии, где сокращается занятость. Это бухгалтеры (из-за появления программ бухгалтерского учета), продавцы (из-за развития крупных форматов – супермаркетов и гипермаркетов), турагенты (из-за развития онлайнового бронирования туров), банковские операционисты (их нужно меньше благодаря банковским информационным системам), рассказывает Виктория Музычкина, территориальный директор по подбору массового персонала Kelly Services.

Анна Бурова, руководитель отдела кадрового консультирования ManpowerGroup, вспоминает, как три года назад крупное уральское предприятие автоматизировало бухгалтерию и хотело оптимизировать 200 женщин-бухгалтеров. Чтобы не пришлось их увольнять, работодатель предложил женщинам пройти переподготовку, чтобы потом получить место в отделе закупок, подразделении по поиску контрагентов или производственных цехах. Бурова вспоминает 60-летнюю женщину-бухгалтера, которая решила учиться программированию и освоить новые бухгалтерские программы, лишь бы остаться в бухгалтерии.

107 млн
женщин в мире, по оценкам MGI, могут потерять рабочие места при средних темпах развития автоматизации
52%
женщин – офисных клерков и работниц сферы обслуживания могут остаться без места к 2030 г., по данным MGI
55%
времени дополнительно (по сравнению с нынешними затратами времени) придется тратить женщинам Европы и США на освоение технических навыков к 2030 г.

Многие крупные и средние предприятия в последние годы внедрили современные учетно-управленческие системы (такие, как SAP) и сократили немало инспекторов отделов кадров, среди которых много женщин, говорит Юрий Дорфман, партнер Cornerstone.

В сфере подбора персонала, которая традиционно в России считается женской, цифровые навыки обязательны даже для топ-менеджеров, рассказывает Галина Спасенова, партнер «Контакта». Если раньше большинство директоров по персоналу были людьми с гуманитарным и психологическим образованием, то теперь, по ее наблюдениям, работодатели все чаще хотят, чтобы у кадровиков были технические знания.

Нет техники

Чтобы не лишиться работы из-за автоматизации и искусственного интеллекта, представители обоих полов должны постоянно повышать квалификацию, быть готовыми к мобильному образу жизни, уметь работать с информационными системами и даже участвовать в их создании, пишут авторы исследования MGI. Однако женщины сталкиваются с социальными барьерами в отличие от мужчин.

Женщины, пишут авторы доклада, менее гибки и мобильны, потому что тратят больше времени на неоплачиваемую работу дома и на семью. Кроме того, женщины хуже разбираются в технологиях, не так часто, как мужчины, работают в технических отраслях и редко оканчивают технические факультеты вузов. По данным MGI, лишь 35% студентов инженерно-технических факультетов в мире – женщины. В технических отраслях женщины составляют менее 20% работников, и только 1,4% женщин (против 5,5% мужчин) занимаются разработкой и обслуживанием информационных систем.

У большинства российских женщин слабые цифровые навыки: многие работают на простых административных должностях и не пользуются сложными информационными технологиями, у них также низкая мобильность, замечает Елена Витчак, директор управления программ бизнес-школы «Сколково».

Программирование на хлебокомбинате

Крупные российские работодатели, особенно банки, уже учат персонал цифровой грамотности, говорит Витчак. Она приводит в пример Корпоративный университет Сбербанка. По ее словам, перед операционистами банков (а среди них 90% – женщины) стоит выбор: или не учиться и в будущем остаться без работы, или научиться работе с большими данными и другими современными технологиями и стать в будущем, например, дизайнером дополненной реальности или контролером цифрового партнерства.

Другая ситуация на производстве. Производственный персонал должен соответствовать конкретному рабочему месту по физическим данным. Подходящих для женщин рабочих мест много в пищевой промышленности, говорит Музычкина. Их учат обращаться с оборудованием, но не учат, например, программированию. Если же нужен специалист со знанием новых технологий, его чаще всего ищут на рынке, а не учат своими силами. По мнению Музычкиной, чтобы повысить квалификацию, женщине нужно учиться самостоятельно или проходить бесплатное обучение по госпрограммам в центрах занятости.

В ближайшие 5–10 лет российский рынок труда вряд ли предложит женщинам много вакансий в принципиально новых профессиях, считают все опрошенные «Ведомостями» эксперты. По мнению авторов исследования MGI, в большинстве случаев женщинам понадобятся новые знания в своих специальностях. Например, медсестры в больницах будут работать со все более сложным медицинским оборудованием. Авторы исследования McKinsey пишут, что медсестры будут тратить меньше времени на сбор данных о пациенте, потому что за них это сделают диагностические системы и системы распознавания голоса.

Как только, так сразу

В строительстве женщин за последние годы стало намного больше, чем раньше, говорит Спасенова. По ее словам, женщины легко овладевают новейшими BIM-технологиями (технологии информационного моделирования промышленных и гражданских зданий и сооружений) и все чаще приходят руководить проектами и стройками.

Российские женщины-предпринимательницы преуспели в электронной коммерции, отмечает Бурова. Бывшие домохозяйки, женщины с опытом работы в крупных компаниях создают интернет-проекты в сфере обслуживания. Эту нишу российские женщины осваивают быстрее мужчин, собирая по 50 000–60 000 подписчиков на проекты по выпечке тортов, пошиву детской одежды, воспитанию и образованию детей, говорит Бурова. Дорфман же отмечает рост числа женщин-менеджеров с высоким уровнем знания финансовых технологий. По его мнению, женщины вполне могут претендовать на вакансии в службах технической поддержки.

Проблемы, описанные в докладе MGI, пока не приобрели в России массового характера, считает Гипмельсон. За последние 10 лет производительность труда в России почти не выросла, и вряд ли в ближайшие 10 лет Россию ждет взрывной рост производства, массовая автоматизация и роботизация, значит, и структура занятости вряд ли изменится радикально. По мнению Гимпельсона, уровень образования российских женщин в среднем выше уровня образования мужчин. К тому же молодежь обоих полов владеет гаджетами с детства и разбирается в цифровых технологиях. В тот момент, когда российской экономике массово потребуются цифровые кадры, женщины наравне с мужчинами пойдут в IT и овладеют нужными навыками, считает он.