На цветочных горшках из бетона можно неплохо заработать

Если делать их из цветного бетона
Мария Фейзрахманова
Мария Фейзрахманова / Андрей Гордеев / Ведомости

28-летняя москвичка Мария Фейзрахманова восемь лет проработала в банках – начинала ассистентом, а потом доросла до начальника отдела продаж. Работа в офисе ей наскучила, девушка мечтала открыть свой бизнес. Идею подсказал супруг: в интернете он случайно наткнулся на американскую фирму, которая производит цветочные горшки из бетона для кактусов. Муж предложил Фейзрахмановой повторить изделия – мол, бетон несложный материал и у нее получатся горшки не хуже, чем у американцев. В 2016 г. Фейзрахманова уволилась, купила мешок цемента, песка и открыла студию Concrete Color. Но муж ошибался – первые горшки были кривыми, трескались и крошились. Оказалось, что на предметы интерьера идет не обычный строительный бетон, а более хрупкий – архитектурный. Основные ингредиенты – белый или серый цемент мелкого помола, кварцевый или мраморный песок и вода. Готовых смесей в строительных магазинах не было, и Фейзрахмановой пришлось самой разрабатывать оптимальный рецепт бетона. «За год я перепробовала тысячу разных рецептов», – вспоминает она.

Сейчас мастерская Concrete Color выпускает не только бетонные горшки, но и часы, подсвечники, подставки для кружек, ручек и карандашей. Выручка студии в 2018 г. составила 3,1 млн руб., а чистая прибыль – около 1,4 млн руб. В рознице горшки продаются по 600–1200 руб. за штуку, а часы – по 2000–4000 руб. за штуку. Главные покупатели Concrete Color – крупные компании, они заказывают горшки и часы для клиентов и сотрудников. На заказы корпоративных клиентов приходится около 80% продаж, говорит Фейзрахманова.

Подсолнечное масло и  силикон

«Бетон должен быть как сметана», – говорит Фейзрахманова. Цемент и песок она заказывает в Турции. Российские не подходят – бетон плохо застывает, а горшки трескаются, продолжает Фейзрахманова. Первые эксперименты она проводила дома на кухне. Бетон заливала в кружки, вазочки и пластмассовые контейнеры. Примерно через сутки застывший бетон нужно достать из емкости и отшлифовать наждачной бумагой неровности и пузырьки на поверхности. Но бетон намертво прилипал к формам. Фейзрахманова стала смазывать стенки формы подсолнечным маслом – тогда бетон становился жирным и липким. Наконец она прочитала в интернете, что формы нужно отливать из силикона.

Поначалу бетонные горшки разваливались. Фейзрахманова стала добавлять фиброволокно для придания бетону прочности. Серые и белые горшки быстро наскучили, и Фейзрахманова стала заказывать специальные красители – немецкие железоокисные пигменты. А чтобы горшок был легким, она добавляет в смесь перлит и вермикулит – мелкие минеральные камушки. Сейчас бетонный горшок Concrete Color весит около 400–600 г, говорит Фейзрахманова. Сухой бетон быстро впитывает влагу, поэтому готовый горшок нужно обрабатывать специальными водоотталкивающими пропитками. В основном в такие горшки высаживают кактусы, которые не нужно часто поливать.

Первая партия горшков на продажу была готова в феврале 2017 г. Фейзрахманова завела страницы в соцсетях, зарегистрировалась в интернет-магазине дизайнерских изделий и стала участвовать в городских ярмарках. Заказов было немного – горшки покупали примерно на 15 000 руб. в месяц. Но вскоре ее заметил первый крупный покупатель – и тут начались трудности.

«Дышать невозможно»

В середине 2017 г. московский ресторан заказал у Concrete Color пять квадратных уличных вазонов для цветов – 50 х 60 см. Фейзрахманова согласилась изготовить вазоны за 25 000 руб., включая доставку. Она арендовала подвал в соседнем доме, а знакомый столяр сколотил фанерные формы для заливки. Фейзрахманова купила по 4 ц цемента и песка. Водопровода в подвале не было, воду приходилось таскать в бутылках из дома, вспоминает она. Через неделю бетон в деревянных формах высох, стенки нужно было отшлифовать. «Я взяла у отца болгарку, купила алмазный диск и начала шлифовать поверхность. Пыль стояла столбом – дышать невозможно, ничего не видно! Я выходила на улицу, ждала, когда пыль осядет, – и снова в подвал», – рассказывает Фейзрахманова.

24,3 млрд руб.

потратили российские компании на корпоративные подарки со своим логотипом в 2017 г., по оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России

Вазоны получились тяжелые, примерно по 100 кг каждый. Фейзрахманова заплатила грузовой компании за их доставку 8000 руб. В результате крупный заказ обернулся убытками – женщине пришлось потратить 10 000 руб. собственных денег. Фейзрахманова решила наняться менеджером по продажам в студию дизайнерского интерьера, которая как раз работала с бетоном, чтобы лучше освоить дело.

Пропарить часы

Летом 2017 г. Фейзрахманова попробовала сделать круглые белые часы из бетона. В смесь она случайно добавила слишком много фиброволокна – бетон сильно загустел, а поверхность часов покрылась буграми и стала похожа на луну с кратерами, вспоминает Фейзрахманова. Она выложила фото лунных часов в Instagram и даже продала несколько штук по 2000 руб. А в ноябре Фейзрахмановой написал представитель крупного застройщика из Санкт-Петербурга и попросил к Новому году изготовить 700 часов для новоселов жилого комплекса за 1,5 млн руб. Фейзрахманова снова уволилась с работы, взяла 70% предоплаты с заказчика, сняла гараж во дворе дома, купила около 2 т песка и цемента и наняла помощницу.

На улице стоял мороз, а в гараже не было отопления – а для застывания бетона нужны влага и тепло, вспоминает Фейзрахманова. Она придумала специальную «парилку»: под рабочим столом поставила переносную плитку. На плитке в кастрюле кипела вода, а над ней на полке лежали бетонные часы. Благодаря нехитрому приему время сушки сократилось почти вдвое – до 10 ч, рассказывает Фейзрахманова. Вместе с помощницей она за месяц выполнила заказ. Мастерская наконец получила чистую прибыль в 500 000 руб., говорит Фейзрахманова. На эти деньги в 2018 г. Фейзрахманова наняла менеджера по работе с корпоративными клиентами и запустила сайт мастерской. Дело пошло – компании стали заказывать горшки и часы в подарок партнерам, клиентам и журналистам. Сейчас один корпоративный клиент заказывает в среднем на 500 000 руб.

Рецепт горшка



1. Взять полстакана кварцевого песка и полстакана белого цемента мелкого помола (марки М500). Добавить в сухую смесь щепотку фиброволокна (из расчета 100 г на 100 кг смеси).
2. Медленно вливать в смесь воду, постоянно помешивая ложкой. Бетон должен стать густым, как деревенская сметана.
3. Равномерно залить бетон в пластмассовую форму, постоянно постукивая и встряхивая. Сверху вдавить пластмассовую миску меньшего размера, чтобы в горшке получилось углубление для земли. В миску засыпать песок или щебень для придания тяжести, примотать скотчем к форме.
4. Через сутки достать застывший горшок из формы, отшлифовать неровности наждачной бумагой.

Фейзрахманова занялась и розничной продажей. На городских ярмарках она знакомилась с владельцами мебельных и цветочных магазинов и предлагала им на реализацию свои изделия. Сейчас они продаются в четырех московских магазинах, говорит основательница мастерской. Летом прошлого года Фейзрахманова переехала в просторный цех площадью 60 кв. м, наняла помощника и перешла на оптовые закупки песка и цемента.

Серьги из бетона

В Россию мода на предметы декора из бетона пришла из Европы около шести лет назад, рассказывает архитектор, сооснователь казанской студии Garage Factory Дамир Аитов. Он открыл мастерскую в 2014 г., люди удивлялись, что из такого грубого материала можно производить изящные предметы интерьера, вспоминает Аитов. Сейчас его мастерская продает кашпо, вазы, часы, светильники и столы из бетона на 12 млн руб. в год, говорит он. За шесть лет появились конкуренты: сейчас в России 20 архитектурных студий производят предметы интерьера из бетона, по оценкам Аитова. Этим уже никого не удивишь – покупатели стали придирчивы и избирательны, соглашается владелица московской студии Krapiva Елена Чернина. Еще несколько лет назад люди раскупали все бетонные кашпо и вазы на городских ярмарках просто из-за необычного вида. А теперь покупателям наскучили простые круглые и квадратные горшки – они ищут необычные формы и цвета, отмечает Чернина.

Concrete Color приходится постоянно расширять ассортимент – студия выпускает уже 10 видов кашпо и пять видов часов. Хит нынешнего сезона – горшки в форме человеческого черепа, покупатели просто сметают их с полок, уверяет владелица дизайнерского магазина «Север» Анна Соколова. Concrete Color умеет замешивать цветной бетон – и это главное конкурентное преимущество Фейзрахмановой, считает Аитов. Весной 2019 г. производитель косметики и парфюмерии L’Oreal заказал у Concrete Color 150 бетонных часов. Клиент попросил покрасить их в бирюзовый цвет – оттенок новой линейки косметики Vichy (бренд входит в L’Oreal), рассказывает представитель компании. Однако немецкие пигменты выпускались только в пяти цветах. Чтобы добиться нужного цвета, Фейзрахмановой приходилось смешивать разные пигменты и согласовывать каждый оттенок с клиентом.

В прошлом году выручка Concrete Color составила 3,4 млн руб. Основательница мастерской надеется, что в 2019 г. заработает в 3 раза больше. Concrete Color планирует отливать из бетона ручки и обложки для блокнотов – в расчете на корпоративных клиентов. Летом, когда заказов мало, Фейзрахманова откроет школу для дизайнеров по работе с бетоном. А осенью собирается выпустить первую коллекцию украшений из бетона – брошки, кольца и серьги.