На доставке борща в кастрюле можно неплохо заработать
Петербурженка организовала доставку домашнего борща прямо в кастрюле. Оказалось, есть спрос«Настоящий борщ должен быть густым, чтобы ложка стояла», – говорит 35-летняя петербурженка Мария Володько. На 3 л борща она берет 700 г говяжьей лопатки и около 1,5 кг овощей. Она вспоминает, как в детстве помогала маме варить борщ на семью из шести человек, чтобы хватало на несколько дней. Сейчас многие семьи уже не готовят еду на неделю вперед – нет времени, а в ресторане можно заказать блюда только маленькими порциями, говорит Володько. В начале 2017 г. она придумала сервис доставки домашнего борща прямо в кастрюле от 1,5 до 3 л. Первыми дегустаторами стали три подруги, которым Володько подарила по кастрюле борща. Девушки написали положительные отзывы во «В контакте» и Instagram и выложили фото. Володько завела группы в соцсетях и через несколько месяцев стала получать по 2–3 заказа в неделю.
Кастрюля – тара неудобная. Чтобы суп не выливался при транспортировке, Володько плотно приклеивает крышку к кастрюле монтажной лентой. Клиент берет кастрюлю под залог в 1000 руб., а при следующем заказе возвращает ее курьеру. Поначалу Володько варила только борщ. Но вскоре поняла, что на одном блюде много не заработать, и стала расширять ассортимент: начала печь блины, лепить пельмени, жарить котлеты и готовить салаты. А через год Мария открыла небольшую кулинарию «Маша рядом» на севере Санкт-Петербурга. Сейчас выручка кафе составляет около 700 000 руб. в месяц, чистая прибыль – 150 000 руб., говорит Володько. Около 40% выручки приходится на доставку блюд – до сих пор чаще всего клиенты заказывают борщ. Стоимость борща из говядины – от 750 руб. за 1,5 л до 1500 руб. за 3 л.
Чаще всего клиенты делали заказы по вечерам, и Володько варила суп по ночам, когда дети и муж спали. После бессонной ночи она развозила кастрюли клиентам, между заказами удавалось поспать 15 мин прямо в автомобиле, рассказывает предпринимательница. К 3-литровой кастрюле супа она дарила покупателям упаковку сметаны и головку чеснока.
Чтобы расширять клиентуру, Володько разработала меню с 10 видами супов, котлетами с картофельным пюре, пельменями ручной лепки, тортами и салатами. К концу 2017 г. у Володько было уже 35 постоянных клиентов.
В ноябре она наняла помощницу на 1000 руб. в день. За полгода домашний блендер и мясорубка вышли из строя, и Володько пришлось купить новые. Продукты уже не помещались в холодильник, и женщина приобрела морозильный ларь за 20 000 руб. и установила стеллажи для кастрюль.
А в декабре начался вал заказов – клиенты попросили приготовить к новогоднему столу 18 салатов «селедка под шубой», 11 тортов наполеон, гору домашних котлет и несколько кастрюль супа. Володько с помощницей готовили всю ночь и ни разу не присели, вспоминает Володько. А с 9 утра и до 6 вечера 31 декабря предпринимательница развозила блюда клиентам. «Я вернулась домой и нашла в холодильнике остатки оливье – это был весь праздничный ужин нашей семьи», – вспоминает предпринимательница.
Потихоньку домашние стали ворчать: мол, вечно вертишься на кухне, да еще и семье мало что перепадает. И весной 2018 г. Володько открыла кулинарию «Маша рядом». Она сняла помещение в 40 кв. м за 40 000 руб. на 1-м этаже жилого дома на севере Санкт-Петербурга, сделала ремонт, отделала небольшой зал для гостей, докупила оборудование – на 500 000 руб., выданные мужем-экологом. В день открытия в кафе зашел только один мужчина – и тот ничего не купил, рассказывает Володько. Все клиенты предпочитали посещать кафе торгового центра, который находился напротив ее кулинарии, вспоминает она.
Женщина распечатала рекламные листовки, стала раздавать их прохожим, жители соседних домов стали приходить на завтраки и ужины, покупали еду домой. Володько не тратит денег на рекламу, но выкладывает фото и рецепты в Instagram, сейчас на страницу кулинарии подписано 4200 пользователей. Летом 2018 г. публикации в Instagram заметили местные журналисты – о «Маше рядом» написали несколько петербургских порталов и газет. И дело пошло – через год Володько вдвое расширила площадь кафе. Сейчас в клиентской базе «Маши рядом» более 300 клиентов, выручка составляет около 700 000 руб. в месяц, а чистая прибыль – 150 000 руб.
Клиенты не против доставки борща в кастрюле, но они часто просят привести супы в пластиковых контейнерах – так привычнее и не нужен залог в 1000 руб., говорит Володько. Суп в кастрюле сейчас заказывают лишь единицы – в основном первые клиенты и противники экологически вредной пластиковой упаковки, признается она. Но Володько по-прежнему продает блюда большими порциями.
Большинство ресторанов доставляют блюда только небольшими порциями, поэтому у «Маши рядом» практически нет конкурентов, считает бывший глава Uber Eats в России, а сейчас сооснователь ресторана доставки «Варламов есть» Михаил Рейдер. Однако у Володько очень узкая ниша – большие порции домашней еды на неделю покупают не молодежь и не менеджеры с высоким заработком, а в основном семьи со средним достатком, предупреждает владелец ресторана «Много лосося» Яков Менделеев. Искать новых клиентов нужно среди офисных сотрудников, которые могут делать большие заказы для коллективного обеда или корпоратива, добавляет Рейдер.
Володько мечтает, чтобы ее борщ появился на полках продуктовых магазинов Санкт-Петербурга. Проблема – срок годности. Суп хранится 1–3 дня, утверждает Володько. Чтобы попасть в розничные сети, придется увеличить срок годности минимум до трех месяцев, говорит сооснователь бизнес-акселератора пищевых стартапов Mabius Александр Киселев. Борщ придется разливать в стеклянные бутылки и использовать специальное оборудование для стерилизации в автоклаве, отмечает он. На полках магазинов почти нет супов в бутылках, значит, потребитель найдется, считает Киселев.