Как компании проверяют сотрудников в соцсетях

И почему работодателям это удается плохо
Варвара Гранкова

Недавно блогер Белла Рапопорт обратилась к компании Lush, выпускающей косметику ручной работы. Рапопорт попросила бесплатный набор косметики, чтобы написать о нем обзор в Instagram. Но менеджер Lush ответила: «Спасибо за ваше обращение. К сожалению, нам не интересно». Рапопорт сочла ответ невежливым и поделилась своим негодованием с подписчиками. Пользователи в соцсетях потребовали увольнения сотрудницы, вступившей в переписку с Рапопорт, но компания Lush на это не пошла.

В последнее время участились скандалы из-за неосмотрительных постов, видеороликов и высказываний сотрудников компаний. Исследования показывают: все больше компаний интересуются, чем занимаются сотрудники в интернете, и пытаются проводить профилактику неосмотрительных поступков сотрудников, порочащих компанию.

Проверка профилей кандидатов в соцсетях – очень распространенная практика. Четыре года назад 76% компаний анализировали аккаунты соискателей, сейчас так поступают 84% работодателей, показало исследование портала HeadHunter. Публикации в сети все чаще становятся причиной отказа в найме – 72% респондентов сообщили, что не приняли кандидата на работу из-за его постов в соцсетях.

Но уже работающих сотрудников компании проверяют реже. По данным опроса HeadHunter, 36% компаний заходят на страницы сотрудников время от времени и только 6% работодателей делают это регулярно. Проверки соцсетей сотрудников – хлопотное и дорогое занятие, единодушны рекрутеры, опрошенные «Ведомостями». «Ведомости» обратились в 11 крупных компаний и к экспертам по информационной безопасности, чтобы выяснить, как компании организуют проверку соцсетей, что именно проверяют, как предотвращают публикацию негативной информации и как реагируют на нарушения.

Что ищут

Недавно SearchInform подробно опросила 1024 работодателей, на какие особенности поведения сотрудников в сети они обращают внимание. Около четверти респондентов (23%) сказали, что выявляют негативные публикации работников о компании, 21% – нелояльное отношение, 16% – опасные зависимости подчиненных, 10% – симпатию работников к экстремистским и террористическим организациям, а 9% обращают внимание на девиантные интересы сотрудников. Работодатели боятся, что работник публично пожалуется на низкую зарплату, плохие условия труда, расскажет о предстоящих сокращениях, добавляет Василий Черный, директор по маркетинговым коммуникациям Brand Analytics (занимается мониторингом социальных медиа). Компании также следят, чтобы подчиненные не выкладывали в сеть фото и видео с корпоративов, продолжает он. Чаще всего работодатели рекомендуют подчиненным публично не оскорблять людей другой национальности, вероисповедания и проч., знает руководитель практики трудового права Brian Cave Leighton Paisner Надежда Илюшина. Либо сотрудников просят не упоминать название компании в публикациях о событиях из личной жизни, не связанных с работой, продолжает она.

С помощью соцсетей работодатели выявляют среди подчиненных лентяев и обманщиков. Илюшина рассказывает, как однажды ассистент руководителя международной компании не вышел на работу, сославшись на болезнь. На следующий день начальник отдела персонала случайно заметил, что ассистент выкладывает в Instagram фото с пляжа. Многие компании также ведут учет времени, которое работник проводит в Facebook, во «В контакте» или на сайтах знакомств с рабочих компьютеров, знает Алексей Парфентьев, руководитель отдела технической аналитики компании SearchInform. Очень часто компании также озабочены возможной утечкой внутренних конфиденциальных документов через email и мессенджеры, говорит Парфентьев.

Самый большой вред репутации компании могут нанести топ-менеджеры и ключевые руководители департаментов – они всегда на виду, любое неловкое высказывание директора может получить резонанс, продолжает Черный. Поэтому за соцсетями управленцев часто следят вручную кадровики или сотрудники службы безопасности, знает он. Соцсети линейного персонала часто остаются без внимания, хотя именно рядовые работники становятся причиной самых громких скандалов: они намного активнее ведут соцсети и не стесняются в выражениях, говорит Сергей Моженин, руководитель департамента FMCG, Retail, Agro кадрового агентства Antal Russia. Историй, когда обычные сотрудники наносят ощутимый ущерб репутации работодателя, много: начиная с видеоролика сотрудников омского сыроваренного завода, купающихся в чане с молоком, и заканчивая селфи врачей на фоне пациентов на хирургическом столе.

Как следят

Контроль поведения сотрудников в интернете нужно начинать с составления внутренних регламентов, а работники должны ознакомиться с документами под расписку, говорит Кристина Тимошенко, адвокат трудовой практики адвокатского бюро «Андрей Городисский и партнеры». Правила поведения в соцсетях, например, включают в положение о внутреннем трудовом распорядке, в кодекс этики либо непосредственно в трудовой договор. Но мало кто так делает. По данным опроса HeadHunter, подавляющее большинство работодателей (76%) не разрабатывают правила поведения сотрудников в соцсетях, 19% имеют лишь негласные правила и лишь 5% уже обзавелись кодексами этики.

Работодатели неохотно раскрывают детали. Четыре из 11 компаний, в которые обратились «Ведомости», на запрос не ответили. Mail.ru Group и «Яндекс» отказались от комментариев. О наличии кодекса поведения сотрудников в соцсетях сообщили Райффайзенбанк, «Северсталь» и МТС. В Райффайзенбанке работникам разрешено пользоваться соцсетями по согласованию с руководителем. МТС предупреждает работников, что в сети недопустимы оскорбления, провокации, размещение контента, который может привести к разжиганию конфликтов, а также любого рода дискриминация. По правилам «Северстали» работники должны вежливо общаться в соцсетях, им запрещено публиковать конфиденциальную информацию о компании. В МТС и «Северстали» даже есть специальный онлайн-курс по правилам поведения в интернете. Сбербанк правила поведения сотрудников в соцсетях только разрабатывает, сообщил его представитель. В «Тинькофф банке» вообще не интересуются публикациями сотрудников, ответил представитель банка.

Чтобы вручную смотреть аккаунты работников, нужно иметь большой штат кадровиков, говорит Моженин. Но если в компании больше 100 работников, следить за их соцсетями вручную нереально, предупреждает он. Некоторые компании устанавливают софт для автоматического мониторинга социальных медиа по ключевым словам либо информационные системы для предотвращения утечек конфиденциальной информации (Data Loss Prevention, DLP), которые контролируют все рабочие компьютеры и корпоративные мобильные устройства. Программы мониторинга стоят от 25 000 до 300 000 руб. в месяц в зависимости от размера компании и функционала софта, по оценкам Черного. DLP-системы – от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов долларов, говорит Парфентьев. Если на рабочие компьютеры устанавливаются DLP-системы, компания обязана уведомить об этом сотрудника, добавляет Парфентьев.

Как реагируют

У компании нет оснований наказать работника за фривольный комментарий, фото с корпоратива или гневный отзыв, если нет внутренних правил, обязательных для исполнения. Но даже если регламенты есть, работнику можно сделать лишь замечание или выговор и попросить объяснительную, говорит Тимошенко. Уволить сотрудника можно только за повторное нарушение регламента, поясняет она. Часто компании просто снижают премии сотрудникам, которые нарушают регламент, например слишком много времени проводят в соцсетях, знает Парфентьев.

По данным опроса HeadHunter, 8% компаний хотя бы раз увольняли работников из-за публикаций в соцсетях. Самые громкие примеры: год назад «Леруа Мерлен Россия» уволила PR-директора Галину Панину, которая в дискуссии на личной странице в Facebook называла оппонентов «ватой». Сеть «Леруа Мерлен Россия» публично извинилась за комментарии Паниной, Панина уволилась. А топ-менеджер дочернего предприятия «Роскосмоса» Станислав Жарков в Facebook назвал жителей хрущевок «скотобазой». Госкорпорация созвала комиссию по этике, извинилась за поведение Жаркова, комиссия порекомендовала уволить Жаркова, вскоре он был уволен.

Обычная реакция компаний, пострадавших от скандалов, – публично извиниться и уволить сотрудника. Другой простой выход – вообще запретить сотрудникам иметь аккаунты в соцсетях. В крупной российской сети бытовой техники все вновь нанятые топ-менеджеры удаляют аккаунты из Facebook, «В контакте» и других сетях перед выходом на работу, приводит пример гендиректор Support Partners Константин Борисов. Проверять соцсети сотрудников бессмысленно, за каждым словом уследить все равно не получится, считает Андрей Завьялов, сооснователь компании «Кнопка» (предоставляет административные и бухгалтерские услуги). А гневные комментарии о компании пишут только те сотрудники, которые недовольны зарплатой и условиями труда, считает Завьялов.