«Газпром нефть» придумала занятие для участников конкурса «Лидеры России»

Компания будет нанимать их через платформу, подобную Uber
Варвара Гранкова / Ведомости

«Газпром нефть» недавно представила на конкурсе «Лидеры России» интернет-платформу «Профессионалы 4.0», которая разработана, чтобы стать площадкой для привлечения на временной основе специалистов, предпринимателей, молодых ученых и студентов к цифровым проектам крупных компаний, к новым технологиям и импортозамещению. Для начала к выполнению задач решили привлечь полуфиналистов и финалистов двух конкурсов «Лидеры России».

Команда-молния

Предправления «Газпром нефти» Александр Дюков рассказал «Ведомостям», что у «Газпром нефти» тысячи разных проектов, поэтому понадобилась цифровая платформа, которая позволяет привлекать к решению прикладных задач молодых талантливых управленцев. По словам Дюкова, платформа «Профессионалы 4.0» создана, чтобы дать им возможность участвовать в работе компании без прохождения сложных бюрократических процедур. Под каждый проект будет собираться флеш-команда на 1–6 месяцев, молодые специалисты будут знакомиться с компанией, узнавать ее корпоративную культуру и понимать, насколько им интересно здесь работать.

В «Газпром нефти» и раньше существовали кроссфункциональные команды, рассказывает Николай Долгов, директор по развитию платформы. Однако сейчас, говорит он, компания решила усилить эти команды кадрами с рынка: «Газпром нефть» переживает цифровую трансформацию и нуждается в новых кадрах с компетенциями в сфере больших данных, цифровых технологий и управления проектами. Долгов сообщает, что в каждом проекте будут работать сотрудники «Газпром нефти», к ним благодаря платформе присоединится еще 1–2 человека со стороны.

Размер инвестиций в проект «Газпром нефть» не раскрывает. Долгов говорит, что платить участникам временных проектов будут по 50 000–100 000 руб. в месяц в зависимости от того, стажировка это или работа по графику неполной занятости. На платформе сейчас 40 проектов, 23 – самой «Газпром нефти», остальные разместили партнеры платформы: «Сибур», «Ростех» («дочка» госкорпорации – «Росэлектроника»), «Ростелеком», «Русал», «Россети», бизнес-школа «Сколково» и правительство Ленинградской области. Среди проектов, например, разработка бизнес-схем продажи авиатоплива частным потребителям и анализ организационных изменений, связанных с цифровой трансформацией.

«Ведомости» выясняли, как будет работать платформа и насколько эффективен такой способ поиска кадров.

Неожиданная кадровая находка

Идея создать платформу «Профессионалы 4.0» родилась в 2018 г. – после первого конкурса «Лидеры России», рассказывает Долгов: конкурс выявил множество талантливых управленцев, но возможности их трудоустройства ограничены. Свободных вакансий в крупных компаниях мало и для них требуется специфический опыт работы, объясняет он, возник вопрос, как дальше использовать таланты победителей.

В начале 2019 г. к участию в тестовой версии платформы было приглашено 207 сотрудников «Газпром нефти» из корпоративного центра и дочерних предприятий по всей стране. Все они были участниками конкурса «Лидеры России», никто из них не дошел до финала. Скачали приложение 170 человек, подали заявки на участие 84. Из них выбрано 12 человек, которые присоединились к 8 проектам.

Уже внутреннее тестирование платформы в компании дало неожиданные результаты. Андрей Белевцев, руководитель дирекции по цифровой трансформации «Газпром нефти», вспоминает, что одним из первых откликнувшихся был финансист из дочернего предприятия «Газпром нефти» в Томске. Оказалось, что у него базовое математическое образование, он всегда интересовался IT-технологиями, проходил курсы на Coursera и программирует на Phyton. Кому бы пришло в голову искать разработчика среди финансистов, удивляется Белевцев.

66 тысяч сотрудников

сейчас работает в «Газпром нефти», по данным компании за 2017 г.

15 марта доступ к платформе открыли для 2000 финалистов и полуфиналистов двух конкурсов «Лидеры России». «Мы просмотрели их профили и увидели многих специалистов из энергетики, нефтегазового сектора, других отраслей промышленности. Многие занимаются программированием, цифровыми технологиями, инженерным делом. Эти кадры интересны нам и компаниям-партнерам», – радуется Долгов.

Дюков рассказал, что на дне наставника во время конкурса «Лидеры России» «Газпром нефть» предложила финалистам разобрать бизнес-кейс, в котором крупному бизнесу нужно было привлечь молодежь в компанию, при том, что поколение Y не очень интересуется сейчас работой в традиционных корпорациях. Привлечь молодых нужно было с помощью цифровой платформы. Кейс, объяснил Долгов, был о взаимном недоверии сторон: менеджеры компании не верят, что сторонние специалисты из другой отрасли могут решить нужные компании задачи, а молодые специалисты боятся, что приглашение в проекты – формальность, а на самом деле они никому не нужны.

По словам Долгова, конкурсанты решили кейс так: они предложили собрать истории успеха и широко о них объявить, поскольку посчитали, что PR проекта – одна из ключевых предпосылок успеха платформы.

Кроме того, они предложили ввести специальные KPI для менеджеров проектов в корпорациях: например, из годового портфеля в 100 проектов пять должно выполняться через платформу, рассказал участник конкурса.

Привлечь студентов

Сейчас на платформе пользователь может просматривать проекты без регистрации, но, чтобы создать личный кабинет, должен зарегистрироваться. В кабинете он размещает личный профиль, пишет, какие сферы деятельности его интересуют, и платформа автоматически находит интересные ему проекты, рассказывает Долгов. Далее кандидат может откликнуться на проект и отправить сопроводительное письмо. Проводить собеседование с кандидатом будет менеджер проекта. Если во время работы на временных проектах новый сотрудник хорошо себя зарекомендует, компания может взять его в штат, обещает Долгов.

В свободном доступе платформа «Профессионалы 4.0» появится в сентябре этого года. «Газпром нефть» планирует провести переговоры с вузами – предполагается, что студенты подключатся к платформе для написания курсовых, дипломов и прохождения преддипломной практики, рассказывает Долгов. Кроме того, компания привлечет к сотрудничеству научно-исследовательские институты и научные ассоциации. «Газпром нефть» прогнозирует, что в сентябре 2019 г. аудитория ее платформы составит 5000 человек,с привлечением которых буде твыполнено 100 проектов от более 20 компаний-партнеров.

Интересные проекты

Сейчас первоочередная задача – разместить на платформе разнообразные проекты, важные для компаний- заказчиков, которые заинтересуют и пользователей, говорит Белевцев. Долгов уточняет, что «Газпром нефть» будет вести переговоры о партнерстве с крупными российскими компаниями из самых разных сфер: промышленность, металлургия, инжиниринг, телекоммуникации, финансы, IT-технологии.

По словам Дмитрия Конова, предправления «Сибура», его компания участвует в проекте «Профессионалы 4.0» прежде всего для того, чтобы решать конкретные задачи, а не только для поиска талантливых сотрудников. Конов считает, что финалисты и полуфиналисты «Лидеров России» могут дать компании много новых идей, а платформа «Профессионалы 4.0» – более гибкий и экономически выгодный инструмент, чем услуги консалтинговых агентств. «Сибур» уже разместил на платформе три проекта и ждет результатов.

Нетрадиционный свежий взгляд на бизнес-задачи планируют получить в ходе проекта также «Ростелеком» и бизнес-школа «Сколково», заявили представители компаний. По словам Ирины Богачевой, старшего менеджера программ корпоративного обучения «Сколково», новая платформа – это вызов не только для молодых управленцев, но и для самих компаний – участников проекта. Они должны уметь открыто рассказывать о своих задачах и проектах, что нетипично для российского рынка.

84,902 млрд руб.

составил фонд оплаты труда «Газпром нефти» без учета социальных налогов в 2018 г. против 75,153 млрд руб. в 2017 г., по данным МСФО

Некоторые крупные компании пока выжидают. Представитель НЛМК сообщил «Ведомостям», что компания планирует подключиться к платформе только в мае 2019 г., когда будет возможность оценить первые результаты ее работы.

Единственная госструктура среди участников платформы – правительство Ленинградской области. По словам зампреда правительства Ленинградской области по экономике и инвестициям Дмитрия Ялова, область уже разместила на платформе пять проектов, цель которых – повышение инвестиционной привлекательности региона и улучшение инвестиционного климата. Для области, говорит Ялов, это не только поиск кадров, но и формирование временных профессиональных проектных команд с требуемыми компетенциями для решения конкретных задач, стоящих перед регионом.

Конкуренция обострится

Проектов, подобных платформе «Газпром нефти», на рынке пока не было. Но у многих кадровых агентств уже несколько лет есть услуга интерим-менеджмента (привлечение опытных руководителей высшего звена на короткий проект), рассказывает Арамис Каримов, гендиректор хедхантинговой компании Mr.Hunt. Новаторство платформы – в том, что в проекты будут привлекать самых разных профессионалов, да еще и в цифровом формате.

Если компании – участники платформы «Профессионалы 4.0» хотят продвигать инновационные технологии, они вряд ли смогут легко найти подходящие кадры на российском рынке фриланса, размышляет Антон Мажирин, основатель портала free-lance.ru. По его словам, больше всего готовы на подработки специалисты по продвижению сайтов, веб-дизайнеры, программисты, верстальщики, копирайтеры. Но среди фрилансеров трудно, найти, например, менеджеров по управлению проектами – те предпочитают в основном штатные работы.

Василий Воропаев, основатель платформы Rubrain (подбор фрилансеров для российских и иностранных компаний), говорит, что подобная платформа должна обязательно проводить скоринг кандидатов. Например, в Rubrain каждый кандидат сначала размещает резюме, потом проходит общее интервью по Skype и только после этого приходит на собеседование с техническим директором. Параллельно компания изучает и проверяет его рекомендации.

Проблема скоринга на платформе «Профессионалы 4.0» сейчас решена – полуфиналисты и финалисты «Лидеров России» прошли много этапов испытаний, это сильные кадры ,полагает Павел Безручко, управляющий партнер «Экопси консалтинга». Долгов говорит, что платформа однозначно сократит затраты «Газпром нефти» на формирование команд под новые проекты и позволит запускать их в большем количестве и быстрее.

Если платформа будет развиваться, то вскоре, предполагают в «Газпром нефти», на ней появятся проекты многих крупных российских компаний. Однако пока проверенных кадров – полуфиналистов и финалистов «Лидеров России» – на ней немного: в 2018 г. в финал и полуфинал конкурса вышло 2700 человек, в 2019 г. – 3200.

Нехватка кадров может породить конкуренцию между компаниями на платформе. Однако на вопрос «Ведомостей» о конкуренции за кадры между компаниями – партнерами платформы Дюков ответил, что проект только создан и говорить о конкуренции преждевременно.