Как основатели передают бизнес детям в России

Если конфликт отцов и детей – типичная проблема российского семейного бизнеса
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Современному российскому семейному бизнесу около 30 лет, многим предпринимателям первой волны уже за 50 лет. Ward Howell Talent Equity Institute и Центр семейного бизнеса при бизнес-школе INSEAD решили узнать, как российские предприниматели готовят к управлению бизнесом молодое поколение.

Исследователи опросили 42 семейные компании и выяснили: в целом российский семейный бизнес точно так же страдает от снижения покупательной способности населения, стагнации экономики и давления со стороны государства, как и любой частный бизнес. И так же повышает операционную эффективность, внедряет инновации и диверсифицируется. Однако у семейных компаний есть преимущество – они более устойчивы благодаря долгосрочным целям, семейным ценностям и эмоциональной поддержке семьи. По оценкам исследователей, эти нематериальные активы обеспечивают дополнительный 20%-ный запас прочности – но только при условии, что дети будут успешно продолжать дело отцов.

Политика важнее фамилии

Владислав Чебурашкин – совладелец компании «Братья Чебурашкины. Семейная ферма». Он говорит, что фамилия в бренде указывает на семейные ценности, преемственность поколений в бизнесе и добавляет ответственности. Многие собственники в мире считают, что несут личную ответственность за качество продукции, и часто используют фамилию в названии компании. Однако в России это скорее исключение из правила. В выборке Ward Howell из 42 компаний предприятий, названных по фамилии основателя, всего шесть. Большинство респондентов говорили, что стараются не привлекать внимания к своей фамилии, потому что это повышает персональные риски и вызывает интерес у государственных органов.

Гораздо более полезными для развития бизнеса семейные компании в России считают деловые и политические связи основателя. По данным исследования, 83% семейных компаний имеют крепкие связи с местными и федеральными властями.

Виктор Семенов, владелец «Белой дачи», был и министром сельского хозяйства, и депутатом Госдумы, занимал и другие должности. Он вспоминает, что «сходил в политику, вернулся» и понял, что надо отходить от управления операционной деятельностью и передавать дела сыну. Его сын, Антон Семенов, возглавил «Белая дача трейдинг» в 2009 г.

Игорь Сагенбаев, председатель российской Ассоциации семейного бизнеса, знает много региональных семейных компаний, которые в борьбе за госзаказы, напротив, пристраивают во власть детей. Иногда, по данным Ward Howell, основатели передают бразды правления детям, а сами уходят в политику. Один из респондентов рассказал, что специально купил билет на рейс, которым должен был лететь губернатор региона, чтобы завести с ним знакомство.

Кто старше, тот и прав

По данным исследования, в 40% российских семейных компаний происходят конфликты родителей и детей, основная причина – разногласия по поводу операционных вопросов. Но основатели очень неохотно говорят о таких конфликтах.

«У нас самый главный – отец», – рассказывает Эдуард Остроброд, вице-президент и совладелец компании – производителя одежды Sela. По его словам, у него время от времени возникают споры с отцом, приходится отстаивать свою позицию. Отец выслушает разумные доводы, но последнее слово в споре всегда остается за ним. Остроброд считает, что отношения на работе не должны разрушать традиционное устройство семьи: отец – главный и в семье, и в бизнесе. Чаще всего отец и сын спорят из-за наемных сотрудников, например сотрудник, который дружит с Эдуардом, просит заступиться за него перед отцом. Эдуард готов помочь друзьям, но не в ущерб семейным отношениям – если отец против, он не станет настаивать.

Последнее слово всегда за старшими и в компании «Конфаэль». Ирина Эльдарханова рассказывает, что в их семейном бизнесе все роли четко распределены. Они с мужем владеют и управляют шоколадной фабрикой: муж занимается хозяйственными службами и управляет недвижимостью, Ирина ведет операционную и финансовую деятельность. Старший сын создал свою компанию, которая разрабатывает для родительской фабрики оборудование, средний сын занимается закупками, а младший – интернетом и продвижением сайта родительской компании. Все проблемы обсуждаются на семейном совете, но, когда речь идет о важнейших вопросах, окончательное решение принимает Ирина. Она говорит, что чувствует себя главным ответственным за семейный бизнес и что у младшего поколения недостаточно сноровки и опыта.

По словам партнера EY Антона Ионова, дети предпринимателей растут в более тепличных условиях, чем их родители. Они получают образование за границей, хорошо разбираются в теории управления, но им не хватает опыта и жесткости для ведения бизнеса в России. Поэтому родители обычно боятся делегировать судьбоносные решения молодым и сами остаются у руля, говорит эксперт.

Братья и сестры

По данным Ward Howell, в 22% российских семейных компаний случаются конфликты и между братьями и сестрами. Очень трудно выстроить четкую иерархию взаимоотношений, тогда как все согласны, что родительский авторитет выше дочернего и сыновьего. В некоторых случаях лидерскими качествами обладают именно младшие дети и старшим трудно смириться с ролью ведомых.

Владислав Чебурашкин владеет компанией вместе с братом Станиславом. Он говорит, что конфликты возможны, но избежать их удается благодаря доверию и четкому разделению обязанностей. Станислав отвечает за подразделение в Норильске, а Владислав – за ферму в Подмосковье. Вместе они обсуждают только стратегические вопросы, например выход на новые рынки, работу с новыми партнерами или расширение производства. У компании, где братья и сестры не могут трудиться сообща, незавидная судьба. Один из респондентов признался, что, когда родителей не станет, ему, скорее всего, придется полностью поделить бизнес с братом.

В идеале, говорит Ионов, дети должны приходить в родительскую компанию сразу после получения диплома, на низшую управленческую должность и постепенно расти, набираясь опыта.

Варвара Гранкова

Виктор Семенов, владелец «Белой дачи», рассказал, что его сын Антон начал работать на семейном предприятии еще в юности, помощником бригадира, и прошел весь путь до руководителя компании. Семенов-старший в какой-то момент осознал, что сын стал настоящим профессионалом и пришло время передать ему контроль над операционной деятельностью – во избежание возможных конфликтов. Сейчас Семенов-старший возглавляет наблюдательный совет, а сын – гендиректор «Белая дача трейдинг».

В узком кругу

Исследование показало, что российские семейные компании обычно понимают под семьей только узкий круг ближайших родственников. Не все респонденты включают в этот круг супругов детей, не говоря уже о дальних родственниках. «Нас и так пятеро, и у каждого собственное мнение по всем вопросам. Если пустить в компанию других родственников, мы не сможем ни одного решения принять. Все будут тянуть в разные стороны, как лебедь, рак и щука», – говорит Эльдарханова из «Конфаэля». Остроброд из Sela и Владислав Чебурашкин вспоминают, что их опыт привлечения дальних родственников в компанию был негативным. Чебурашкин говорит, что больше ценит наемных профессионалов, которые умеют выстроить процессы и повысить эффективность компании.

Иногда предприниматели настолько разочаровываются в родственниках, что полностью изгоняют их из бизнеса. Вячеслав Елупов, владелец торгового дома «Ярмарка» , рассказывает, что отстранил от управления компанией всех своих родственников. «Когда семья работает вместе в компании, отношения портятся», – говорит он. Сейчас Елупов строит систему корпоративного управления, создал совет директоров и недавно нанял в него четырех независимых директоров. Однако он возлагает надежды на дочь. Сейчас ей 14 лет, после окончания школы она собирается учиться либо в Пенсильванском университете, либо в Массачусетском технологическом институте, и отец надеется, что после этого она вернется в компанию.

Особенно нетерпимо к засилью родственников, по данным исследования, молодое поколение. Один респондент, например, рассказал, что, возглавив семейный бизнес, сразу устроил чистку – уволил всех неэффективных родственников. Все же ряд семейных компаний привлекает дальних родственников на финансовые позиции – из-за недоверия к наемным менеджерам, предпочитая менее квалифицированного, зато более надежного человека.

Без плана передачи

Недавно владелец «Северстали» Алексей Мордашов решил передать часть бизнеса сыновьям, 19-летнему Кириллу и 18-летнему Никите. Они получат 65% компании Nordgold. Алексей Мордашов передал «Ведомостям», что основная цель – преемственность, вхождение Кирилла и Никиты в курс дела, получение ими знаний и опыта в управлении бизнесом. Сам он по-прежнему будет вовлечен в бизнес и выступит наставником для сыновей.

По данным Ward Howell, средний возраст основателей сейчас 56 лет. Ионов из EY говорит, что передача бизнеса по наследству – пока редкое явление в России. Из 42 опрошенных Ward Howell компаний передача управления произошла только в семи. В среднем процесс ухода основателя занимал в этих компаниях 3–5 лет от момента принятия решения об уходе до фактической передачи власти. Только в четырех компаниях основатели передали активы детям полностью либо частично. В большинстве случаев родители считают, что дети не готовы к управлению компанией или могут потерять голову, осознав богатство, и станут расточительными. Основатели компаний также часто не хотят, чтобы дети продолжали дело, потому что знают, как тяжела жизнь предпринимателя, говорит Сагенбаев. По его словам, многие дают детям хорошее образование за границей – в надежде на то, что они потом останутся там работать. Очень часто дети в итоге возвращаются к родителям, но им тесно в родительской компании, где старшие все держат под контролем, добавляет Сагенбаев.

Однако множеству детей родительский бизнес не интересен, замечает Светлана Борисова, партнер Deloitte. Младшее поколение часто сознательно выбирает сферу деятельности, не связанную с бизнесом родителей, объясняет она. Есть масса юридических препятствий. Сагенбаев говорит, что в российских семейных компаниях структура собственности и управления часто запутанна: у каждого родственника много функций, бизнес разбит на множество юридических лиц, которыми владеют разные родственники. Часто у собственника нет пошагового плана передачи семейного капитала, объясняет Борисова.