Как правильно завести служебный роман

Семь советов и предупреждений
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

«Вы проводите очень много времени на работе, не только работаете вместе, но и беседуете на сокровенные темы. Очень велик шанс, что у вас возникнут романтические отношения с коллегой», – объясняет Арт Маркман, профессор психологии и маркетинга из Университета Техаса в Остине. Исследования показывают, что мы склонны влюбляться в людей, близких по духу, говорит Николь Бейкер, доцент психологии в Университете Нью-Хейвена и автор статей об отношениях на работе. И чем больше вы знакомы с человеком, тем больше вероятность вашего влечения друг к другу, считает эксперт. Если у вас возникло романтическое чувство к коллеге, будьте осторожны. Вот несколько соображений, которые стоит принять во внимание.

Осознайте риски

Важно подумать о рисках – а их предостаточно. Не исключено, что отношения не заладятся и это заденет самолюбие одной или обеих сторон. Также возможны потенциальные конфликты интересов, которые трудно разрешить, говорит Маркман. Когда вы встречаетесь с коллегой, чьи интересы вы ставите на первое место – компании или человека?

Есть и репутационные риски. «Ваш профессионализм может быть поставлен под сомнение, – говорит Бейкер. – Особенно если люди не считают, что вы вступаете в отношения с чистыми намерениями». Некоторые могут заподозрить, что по отношению к партнеру у вас действует режим преференций или наоборот. «Роман с тем, кто выше вас в служебной иерархии, может служить дополнительным объяснением того, почему вы преуспеваете», – говорит Маркман.

Добрые намерения

Реакция коллег покажет, что они думают о ваших мотивах, говорит Бейкер. Если они заметят, что вы ищете отношений исключительно ради удовлетворения собственных потребностей, будь то продвижение по службе или личные амбиции, они будут к вам менее благосклонны. Однако, согласно исследованиям, коллеги в целом позитивны, когда понимают, что вы влюблены и по-настоящему заботитесь друг о друге, объясняет Бейкер. Поэтому проверьте свои мотивы и подумайте о том, как их воспримут другие. Кроме того, с изначально чистыми намерениями вам будет легче пережить обиду и избежать недопонимания, если отношения вдруг оборвутся.

Политика компании

Многие организации запрещают работникам встречаться с сотрудниками, продавцами, покупателями и поставщиками или требуют раскрытия соответствующих намерений, так что следует узнать об этом до того, как вы начнете отношения, предупреждает Бейкер. Если вы уже нарушили правило, она рекомендует признаться как можно раньше: «Чем дольше вы упорствуете, тем хуже последствия».

Маркман отмечает, что в последние годы некоторые компании «отменяют такие правила, так как их тяжело соблюдать, кроме того, по сути, они ничего не меняют». По его мнению, это хорошо. «Правила должны подстраиваться под реальность мира. В случае с романтическими отношениями на работе мы должны научить людей принимать правильные взрослые решения, а не наказывать их, следуя инструкциям».

Держитесь подальше от начальника

«Завязывать отношения с непосредственным начальником или подчиненным плохая идея», – говорит Маркман. Бейкер соглашается: «Исследования показывают, что такие отношения воспринимаются более негативно». Все потому, что в таких ситуациях конфликт интересов проявляется наиболее остро. Трудно быть объективным, когда, например, вам надо оценить отчет того, с кем вы встречаетесь. А подчиненный вряд ли захочет, чтобы люди думали, будто он получает необоснованное одобрение, это подрывает его уверенность в себе и вредит командному духу. Оба эксперта признают, что романтические отношения между начальниками и подчиненными в действительности случаются и иногда даже складываются удачно. Однако если вы и вправду думаете завести служебный роман, нужно «немедленно принять меры», чтобы перейти в подчинение к другому начальнику или перевести подчиненных в другую команду, советуют эксперты.

Не скрывайте

И Маркман, и Бейкер считают, что не следует утаивать свои отношения от коллег и руководителей. «Конечно, вы не обязаны признаваться сразу после первого свидания», – уточняет Маркман. Но когда люди вокруг уведомлены, это снижает неловкость и повышает вероятность, что они воспримут ваши отношения позитивно. «Люди все равно догадаются, что произошло», – считает эксперт. Бейкер добавляет, что тайные романы, как правило, хуже заканчиваются и могут «вызывать коррозию» в рабочих отношениях. Признайтесь просто и прямо. Скажите: «У нас было несколько свиданий, но, уверен, вы понимаете, что мне бы не хотелось вдаваться в детали относительно нашей личной жизни».

Ваш руководитель – один из первых, кому вы должны сообщить о служебном романе. Если вы чувствуете, что это лишнее, поставьте себя на место вашего начальника, говорит Маркман. Вы бы хотели знать о том, что два человека в вашей команде или член команды и коллега из другого отдела встречаются? Тогда дайте возможность вашим начальникам решить, в какой проект вас назначить.

Возможно, они предпочтут, чтобы вы работали раздельно. Когда вы рассказываете им о своих отношениях, вы предоставляете шанс принять обоснованное решение. Расскажете ли вы об этом менеджерам по персоналу или нет, будет зависеть от правил компании и от того, насколько вы доверяете коллегам из отдела персонала. «Уведомить службу персонала о возможном конфликте интересов может оказаться полезным, особенно в случае, если отношения сложатся», – говорит Маркман.

Установите границы

Слишком афишировать отношения тоже не следует. Бейкер и ее коллеги провели исследование о флирте на работе и обнаружили, что люди, которые часто оказываются свидетелями флирта, менее довольны своей работой и чувствуют, что компания их не особо ценит. Бейкер указывает, что речь идет именно о корреляции, а не о причинах, однако это хороший аргумент против публичной демонстрации чувств. Нужно стараться вести себя корректно. «Это сделает ситуацию менее щекотливой для окружающих», – говорит Бейкер. Вам также стоит определить границы со своим партнером. «Хоть это и не звучит романтично, вам все же надо открыто обсудить, что вы будете говорить другим о ваших отношениях и как вы будете справляться с сопутствующими рисками», – советует Маркман.

Если вы расстанетесь

Если вы с партнером решите расстаться, лучше подготовиться к этому заранее. «Будет очень больно», – утверждает Бейкер. Однако все равно советует «откровенно поговорить о расставании». Маркман соглашается: «Если вы рассказывали людям о ваших отношениях, не скрывайте и того, что вы больше не встречаетесь». И попытайтесь сохранять профессионализм. «Любой, кто когда-то с кем-то встречался, не особо лестно отзывается о бывшем или бывшей, – говорит Маркман, – однако стоит быть вежливым, вести себя, будто ничего не случилось, и надеяться, что ваш бывший партнер поступит так же». Если вам мучительно находиться в одном коллективе с человеком, возможно, стоит подумать об увольнении или хотя бы о переходе в другой отдел. Независимо от того, как отношения заканчиваются, полезно следовать простому совету Бейкер: «Чем меньше драмы, тем лучше».

Об авторе: Эми Галло – автор книги «Как справляться с конфликтами на работе»