Чем полезны и опасны начальники-самодуры

В половине российских компаний руководство относится к подчиненным враждебно, кричит и грубит
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Более половины сотрудников российских компаний (56%) сталкиваются с руководителями-самодурами, которые постоянно грубят подчиненным, оскорбляют и унижают их, показал недавний опрос 198 работников – слушателей онлайнового курса Высшей школы экономики (ВШЭ) на Национальной платформе «Открытое образование». Авторы исследования даже ввели специальное понятие – враждебное поведение руководителя. Чаще всего оно выражается в том, что начальники в грубой форме принуждают сотрудников к выполнению рутинной и неквалифицированной работы (24%), меняют условия труда сотрудников без предварительного обсуждения с ними (23%), устраивают публичные разносы (22%), игнорируют мнение подчиненных и их инициативы (19%). Респонденты также пожаловались, что самодуры несправедливо распределяют вознаграждение, намеренно мешают работе, а также препятствуют карьере.

В США ущерб от враждебного отношения руководителей к подчиненным уже оценен: ежегодно американские компании теряют из-за руководителей-самодуров $24 млрд (это последствия ухода сотрудников, снижение производительности труда и расходы на лечение). В России таких подсчетов не проводилось, но негативное влияние враждебного поведения руководителей на эффективность компаний очевидно, говорится в докладе ВШЭ.

Кнут и саботаж

Устав от самодурства начальников, лучшие сотрудники уходят, остаются лишь худшие, которые вынуждены терпеть, пишут исследователи. Оставшиеся не решаются дать прямой отпор и противостоят враждебному отношению в скрытой форме – саботируют решения, портят имущество, воруют или просто хуже работают.

Ругань и крики могут мобилизовать на короткий срок и производительность труда сотрудников ненадолго вырастет, полагает партнер компании «Экопси консалтинг» Мария Макарушкина. Она вспоминает проект автоматизации, который делал ее клиент – IT-компания. Сотрудники не соблюдали сроков, и компания заплатила заказчику неустойку. Тогда гендиректор вызвал к себе менеджеров проекта, разнес их в пух и прах и лишил всех премии. Команда мобилизовалась и совершила невозможное – за две недели закончила проект. Однако, считает Макарушкина, постоянно такую тактику использовать опасно. Когда начальство кричит на сотрудников и грубит им постоянно, мотивация и производительность труда в коллективе падают, а текучесть кадров растет.

Что позволено Юпитеру

В западных исследованиях утверждается, что к агрессивному поведению более склонны молодые неопытные начальники и руководители-мужчины. Однако российские респонденты чаще упоминали о враждебности со стороны начальниц, особенно когда у них в подчинении тоже женщины. Жаловались сотрудники и на руководителей старшего поколения.

47% респондентов уверяли, что руководители-самодуры таким образом самоутверждаются, а 37% обвиняли начальство в неумении держать себя в руках и нормально общаться. И только 14% объясняют крик и грубость руководителя тем, что он пытается заставить сотрудников работать лучше.

«Когда сотрудники считают, что босс переживает за результат, а в компании жесткая конкуренция и жесткие условия работы, они легче прощают ему крик», – говорит Елена Балабанова, соавтор исследования и профессор департамента социологии ВШЭ. Однако, если начальник кричит без видимых причин, его ругань воспринимается крайне негативно и его авторитет в глазах подчиненных падает, поясняет она.

Хрестоматийный пример жесткого, но успешного руководителя – Стив Джобс. Он был широко известен беспощадной требовательностью к окружающим, но в то же время был великим вдохновителем и вывел компанию Apple на качественно новый уровень.

Выход эмоциям

Во многих случаях крик – не признак силы, а, напротив, проявление слабости: испытывающий хронический стресс руководитель ругается от безысходности и невозможности правильно организовать работу, потому что бизнес-процессы в компании не отлажены, говорит гендиректор кадровой компании Mr. Hunt Арамис Каримов. В кризис, поясняет он, многие менеджеры оказались в трудной ситуации – высшее руководство все настойчивее требовало результатов, а у них не было ни денег, ни людей для выполнения поставленных задач. Каримов приводит в пример небольшие розничные банки, которые пытаются заработать на продаже страховых полисов. Банковские служащие вынуждены прикладывать массу усилий, чтобы продать полисы мало заинтересованным клиентам. Руководители банков и линейные менеджеры испытывают постоянный стресс, стремясь добиться целевых показателей по доходам. Рабочая обстановка нервная, говорит Каримов.

В России в большей степени, чем в западных странах, принято проявлять эмоции, руководитель чувствует себя вправе накричать, считая, что крик – демонстрация власти и силы, говорит Макарушкина. Чаще голос повышает руководство промышленных предприятий, где рабочих можно наказать разве что рублем – нематериальная мотивация очень слаба. В интеллектуальных сферах бизнеса, например в IT или в консалтинге, людей ценят больше, их интеллект – основной капитал компании. Поэтому с людьми обращаются бережнее.

От первого лица

В небольших компаниях руководители-грубияны часто лично знакомы с собственниками, они добиваются хороших показателей, держа компанию в страхе и подчинении, и даже директор по персоналу ничего не может сделать с таким человеком, рассказывает Каримов. Если собственник считает, что работа должна строиться на жестком подчинении и страхе, он такого человека не уволит, объясняет эксперт.

В России грубость и хамство в наибольшей степени распространены в компаниях с непрозрачной системой вознаграждения, когда менеджеры по своему усмотрению решают, кого премировать, а кого наказать, говорится в докладе ВШЭ. Нередко грубое отношение к подчиненным охватывает всю компанию сверху донизу. Топ-менеджеры ведут себя враждебно в отношении менеджеров среднего звена, а те транслируют такое поведение подчиненным. По мнению исследователей, такую систему отношений не следует путать с авторитарным стилем управления. Унижая сотрудников, начальник-абьюзер (от английского abuse – насилие) преследует чаще всего не рабочие, а личные интересы.

Если первое лицо компании ведет себя невежливо, бесполезно требовать от его подчиненных другого поведения, считает управляющий партнер «Экопси консалтинга» Марк Розин. В компаниях с культурой, основанной на наказании, без крика люди вряд ли будут работать – крик становится необходимым элементом управленческой системы, замечает Розин.

Без доказательств

Конфликты, которые возникают из-за оскорблений и унижений, невозможно разрешить юридическим путем, на обидчика даже трудно подать в суд, говорит Ксения Михайличенко, руководитель практики трудового права московской коллегии адвокатов «Солдаткин, Зеленая и партнеры». В Трудовом кодексе есть только общие разделы о дисциплине труда, взысканиях и увольнениях, говорит юрист. Уволить грубияна из компании можно, только если во внутренних документах организации описаны запреты, например запрет на разговор на повышенных тонах или запрет на использование нецензурной брани. Чтобы уволить за грубость, директор по персоналу должен зафиксировать нарушение внутреннего распорядка.

В суд на начальника-самодура в России тоже никто не подает – трудно собрать доказательства, рассказывает партнер юридической фирмы «Алимирзоев и Трофимов» Юлия Замятина. Она вспоминает недавний реальный случай: в международной компании поругались подчиненный и линейный руководитель. Женщина-подчиненная пожаловалась высшему руководителю – иностранцу на своего прямого начальника, мол, тот постоянно кричит, но топ-менеджер потребовал доказательств. Надо было составить акт и привлечь трех свидетелей, но никто из коллег не захотел свидетельствовать против непосредственного руководителя. В конце концов женщина успокоилась и помирилась с обидчиком.

Через пять интервью

Если в компании позитивная культура и людей принято поощрять, руководитель-крикун долго на должности не продержится, считает Розин. Макарушкина полагает, что с такими менеджерами должен разбираться директор по персоналу. Сначала надо поговорить с агрессивным менеджером и выяснить, в чем причина такого поведения. Ему не хватает управленческих навыков или он просто не способен управлять эмоциями? Несдержанность менеджерам легче признать, чем отсутствие управленческих навыков. Обычно они оправдываются: «Я вспыльчив от природы». Если менеджер не в силах держать себя в руках, ему можно посоветовать заниматься медитацией, аутотренингом или техниками нейролингвистического программирования, рекомендует Макарушкина. Крайняя и самая жесткая мера – показательное увольнение злостного виновника конфликтов, чтобы другим было неповадно, говорит Розин.

«С каждым менеджером, которого мы принимаем на работу, мы проводим пять собеседований. Нервные люди начинают срываться и терять терпение уже на третьем интервью», – делится своим рецептом Владимир Волошин, совладелец компании, организующей любительские соревнования, Ironstar. По его словам, он не берет на работу нервных менеджеров, потому что хочет сохранить хорошую атмосферу в коллективе. Присутствие скандалиста может привести к потере ценных кадров, которые маленькая компания собирала по всему рынку. «За последние 10 лет у нас не работало ни одного агрессивного и скандального менеджера, мы не хотим видеть таких людей в наших рядах и доводим эту позицию до кандидата», – говорит Волошин.

Варвара Гранкова