Чем сервисы, подобные Uber, полезны белым воротничкам
Модель экономики совместного потребления подходит не только таксистам, курьерам и ремонтникамКогда Роб Бидерман и Пэт Петитти в 2013 г. начинали учебу в Harvard Business School, каждый студент получил $5000 на запуск собственного микробизнеса. Многие взялись за выпуск футболок или разработку ПО, вспоминает Петитти, но у него были другие планы: проверить, применима ли экономическая модель совместного потребления, эффективная для водителей и курьеров, к квалифицированным офисным сотрудникам.
Петитти, которому сейчас 35 лет, раньше работал в консалтинге и вспоминает об этой отрасли как о «крайне неэффективной». 32-летний Бидерман – бывший сотрудник инвестфонда, часто помогавший отцу с его небольшим бизнесом. Вместе они создали онлайн-платформу, связывающую консультантов-фрилансеров и компании, которые ранее, возможно, никогда не смогли бы нанять обладателей степени MBA, и назвали ее Hourly Nerd.
«Мы ходили по прачечным и магазинам вокруг Гарвардской площади», – вспоминает Бидерман. Один ресторан нанял их для разработки плана увеличения посещаемости в обеденное время.
Эти скромные попытки были первым воплощением амбициозного замысла. Проект впоследствии был переименован в Catalant. «Люди берут карьеру под свой контроль, и в крупных компаниях проявляются многие тенденции экономики совместного потребления», – говорит Бидерман. Алгоритмы Catalant оценивают проекты, для которых компаниям нужны сотрудники, а затем проводят отбор по резюме и рекомендациям с предыдущих мест работы среди 55 000 фрилансеров, подключенных к платформе. У Catalant несколько тысяч клиентов, среди которых более 30 фирм из Fortune 100 и такие известные имена, как General Electric, Hess, Royal Dutch Shell и Staples. Комиссия Catalant составляет 20%, а выручка выросла с $50 млн в 2017 г. до $100 млн. Компания привлекла $73 млн средств инвесторов, среди которых General Catalyst, Greylock Partners, Highland Capital Partners и предприниматель Марк Кьюбан.
Существует множество платформ для фрилансеров. На Handy можно найти того, кто соберет вам книжный шкаф, на Gigster – разработчика сайта, на Uber – временный персонал для корпоративных мероприятий.
Среди клиентов Catalant, напротив, велик спрос на навыки в сфере искусственного интеллекта, машинного обучения, блокчейна и кибербезопасности.
Не каждая задача требует от компании найма новых сотрудников или привлечения консалтинговой фирмы, отмечает Бидерман. Работа над одним проектом клиентов Catalant обычно занимает в среднем 4–6 недель. Средний возраст фрилансера на платформе Catalant – 42 года, а компании-заказчики часто используют платформу и для восстановления связи с бывшими сотрудниками.
Catalant – это способ подключить прогрессивных, гибких, молодых талантливых людей, которые не согласились бы постоянно работать в крупной компании, считает директор по инновациям GE Сью Сигел. «На рынке так трудно нанять специалистов по искусственному интеллекту. GE всегда продвигала внутренних кандидатов и будет продолжать это делать. Но мы будем привлекать и внешних специалистов, когда требуются специ-фические знания и задачу нужно решить побыстрее», – говорит она.
Такая потребность будет расти, так как технологии развиваются быстрее, чем большинство компаний, предполагает член наблюдательного совета Catalant Джо Фуллер, курирующий в Harvard Business School темы рынка труда будущего. «Компании различного размера ощущают растущий разрыв между спросом и предложением кадров с определенными навыками – например, в цифровом маркетинге, в цифровых стратегиях. И этот разрыв не ликвидировать быстро», – говорит он.
80% бизнеса Catalant – установка связи между компаниями и фрилансерами, но часть выручки (и эта часть растет) компания получает, помогая клиентам оценить и мобилизовать потенциал собственных кадров.
С этой целью в январе компания Shell запустила пилотную программу для 500 своих сотрудников. «Теперь мы можем оптимальнее использовать собственные ресурсы, а не искать людей на стороне», – говорит один из менеджеров Shell, Хьюберт Виведжено.
Основатели Catalant начинали свой бизнес в убеждении, что консалтинг неэффективен. Однако они вряд ли думают, что смогут подорвать бизнес таких гигантов, как Bain или McKinsey. Через их платформу предлагают свои услуги 3500 консалтинговых бутиков. «Мы агрегатор спроса для консалтинговых компаний», – говорит Бидерман.
Оптимизировать наем консультантов компаниям помогают и другие платформы, такие как немецкая Comatch, датская Worksome и Outsized (ориентированная на финансовый сектор). «Если посмотреть, сколько компании тратят на традиционный управленческий и IT-консалтинг – потенциальная экономия может составить сотни миллиардов долларов», – говорит член совета директоров Catalant Марк Нунелли.
ПЕРЕВЕЛА НАДЕЖДА БЕЛИЧЕНКО