Зачем пожилые британцы учатся в бизнес-школах

И что дает им это обучение
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

68-летний Хариш Джани большой любитель футбола. Он часто говорит, что, несмотря на преклонный возраст, не собирается увольняться с работы своей мечты – пожилой мужчина заведует финансами в футбольном клубе Crystal Palace, который выступает в премьер-лиге, чемпионате Англии по футболу. Но в прошлом году Джани убедил председателя клуба Стива Париша в том, что тот должен разрешить ему взять годовой отпуск и осуществить давнюю мечту – пройти полный курс в бизнес-школе. «Мне нравится литература и политика. Но поскольку я всю жизнь занимался финансами, я чувствую, что лучше поучиться чему-то новому в той сфере, где я могу использовать уже накопленный багаж знаний», – говорит Джани.

Месяц назад он начал посещать курс в лондонской Cass Business School, будучи в 3 раза старше самых юных слушателей. Однако он далеко не единственный престарелый студент бизнес-школы.

В международном рейтинге бизнес-школ, который Financial Times публикует уже два десятка лет, средний возраст слушателей очных курсах MBA c полной занятостью всегда составлял 28 лет. Однако, если более пристально вглядеться в усредненные данные по возрасту студентов за последние годы, можно по некоторым признакам понять, что количество студентов старшего возраста стало расти, говорит Эндрю Крисп, сооснователь консалтинговой и исследовательской компании в сфере образования Carrington Crisp. В эпоху увеличения трудоспособного возраста и более позднего выхода на пенсию у людей появилось больше возможностей менять свой карьерный путь и поэтому прохождение полноценной послевузовской программы обучения приобрело для них особый смысл, полагает эксперт. «Если вы планирует работать, когда вам будет за 70, тогда в 50 лет у вас будет впереди еще 20 лет работы. Времени более чем достаточно, чтобы уйти из своей отрасли и начать другую карьеру», – объясняет Крисп.

У слушателей бизнес-школ старшего возраста есть еще одно преимущество: их дети выросли, живут отдельно и топ-менеджеры могут тратить больше денег на образование, говорит Крисп. В Cass Business School средний возраст студента очной программы MBA вырос с 29 лет в 2008 г. (самому старшему студенту тогда было 32 года) до 32 лет в 2018 г. Причем если 10 лет назад разрыв между самым старшим и самым младшим студентом составлял 16 лет, то теперь это 43 года.

В молодости Джани предпочел учебе работу: он учился на вечерних курсах, потому что хотел сдать экзамены и получить звание сертифицированного бухгалтера. Но две его дочери поступили в университет на дневное отделение, и пожилой финансист решил тоже получить полноценное образование. «У меня чувство, будто я что-то упустил. Учеба – это часть жизни», – говорит он. Джани надеется получить диплом бизнес-школы раньше своей 26-летней дочери, которая переехала в Австралию и тоже поступила там в бизнес-школу. «Она давала мне советы, как писать эссе для поступления», – рассказывает он. Сейчас, когда Джани вернулся в клуб Crystal Palace, он надеется, что диплом MBA поможет ему устроиться в качестве независимого директора или советника в благотворительную организацию или стартап. Он принял решение учиться именно в Cass Business School еще и потому, что эта школа расположена по соседству с лондонским кластером технологических стартапов, который находится неподалеку от финансового центра города, и связана с сообществом предпринимателей.

Еще один престарелый студент, Мэтью Грин, 34 года проработал консультантом. Он помогал международным компаниям выстраивать системы внутренних коммуникаций и маркетинговые стратегии. Но когда ему было почти 50, он решил «приобщиться», как он сам это называет, к курсу MBA в Henley Business School. «Я решил сделать себе такой подарок на день рождения», – рассказывает он. В группе вместе с ним учились ветеринар, который специализировался на лечении коал, директор компании – производителя пива Budweiser и специалист по добыче алмазов. Грин, который в 1981 г. получил диплом графического дизайнера, был здесь, как он говорит, «мальчишкой из школы искусств». Здесь он получил возможность пообщаться с разными профессионалами и поучаствовать в обсуждении бизнес-кейсов, что является важной частью методики обучения в Henley Business School. Интересным опытом стало и то, что разница в возрасте между самым старшим и младшим студентом курса составляла 24 года. «Иногда я чувствовал себя этаким престарелым государственным деятелем. Я учился всему быстрее, чем люди, которые были более способны к обучению, чем я», – вспоминает Грин. «Другие студенты быстро соображали в трудных ситуациях, но не были такими закаленными во всех жизненных схватках людьми, как я. Они в большей степени были детьми больших корпораций. Так что я чувствовал, что играю с ними баш на баш», – говорит он.

«Многие молодые студенты, которые только начали строить карьеру, концентрируются на профессиональном развитии», – объясняет Елена Белеска-Спасова, директор послевузовских программ Henley Business School. У тех, кто идет учиться в более зрелом возрасте, другая мотивация, замечает она: они больше сосредоточены на личностном развитии и на развитии окружающих. Разрыв в возрасте между студентами Henley Business School в последнее время немного увеличился: в этом году самым старшим слушателям по 45 лет. Преподаватели курса говорят, что им нравится тот разнообразный опыт, который студенты могут теперь получать в школе, поскольку слушатели старшего возраста ведут в классе интересные дискуссии. «Студентам идет на пользу то, что они многому учатся друг у друга. И не важно, что все они находятся на разных ступенях своей карьеры», – говорит Белеска-Спасова.

Перевела Мария Подцероб