Как цифровые технологии меняют цепочки поставок

Традиционные концепции отомрут. Но что придет им на смену?
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Для принятия точных решений управленцам нужен доступ к данным о цепи поставок в режиме реального времени. Но устаревшие технологии порой препятствуют ее прозрачности на всех этапах. Однако скоро все может измениться. Возможно, через 5–10 лет появится отлаженная, саморегулирующаяся система, которая обеспечит оптимальное исполнение всех рабочих процессов и потребует минимального вмешательства человека.

Цифровые технологии помогут компаниям собирать, анализировать, интегрировать и интерпретировать высококачественные актуальные данные. На этих данных будут строиться автоматизация, прогнозирование, роботизация – все инновации, которые придут на смену традиционному управлению цепями поставок.

Ведущие компании уже используют роботов и искусственный интеллект для оцифровки и автоматизации трудоемких и повторяющихся процессов, например закупки, выставления счетов, расчета задолженности, а также частично для работы с клиентами. Предсказательная аналитика помогает точнее прогнозировать спрос, и компании таким образом повышают эффективность использования активов и обеспечивают удобство для клиентов по оптимальной цене.

Датчики, которые фиксируют состояние находящихся в эксплуатации машин, позволяют делать более точные предположения о возможных сроках поломки, и это сокращает время простоя. Блокчейн запустил революцию во взаимодействии участников гибких цепей поставок. Роботы повышают продуктивность и рентабельность складов и центров исполнения заказов. Дроны-курьеры и беспилотные автомобили для доставки уже перестали быть фантазией. Международная горно-металлургическая компания Rio Tinto исследует способы применения цифровых технологий для автоматизации всех процессов – от добычи до доставки в порт.

Ключевая концепция – цифровой центр управления. Это виртуальный центр принятия решений, дающий актуальную и полную информацию о глобальных цепях поставок. Для ведущих розничных компаний такие центры управления стали чем-то вроде мозга, регулирующего их деятельность. Обычно такой центр представляет собой рабочий кабинет команды по анализу данных. Команда круглосуточно следит за происходящим на множестве экранов высокой четкости – на них отображается поступающая в реальном времени информация и трехмерные изображения для каждого звена цепи поставок (от заказа до доставки). Визуальные сигналы заранее предупреждают о нехватке товара или других трудностях. И сотрудники, работающие непосредственно с клиентами, могут скорректировать действия, прежде чем потенциальные проблемы станут реальными. В основе работы цифрового центра лежит передача данных в реальном времени, безусловная точность, абсолютная нацеленность на клиента, выверенные процессы и аналитический стиль руководства.

Эту концепцию внедряют и промышленные компании. По сложной цепи одного из производителей проходит больше 1 млн изделий и компонентов в день. Центр управления выявляет возможные проблемы в цепи поставок по мере их возникновения, рассчитывает их последствия и либо автоматически исправляет проблему при помощи заранее заданных действий, либо передает их в работу вышестоящей команде. Точно так же сталелитейная компания внедрила специально разработанный инструмент планирования сценариев, который снижает время реагирования и устойчивость цепи поставок. Инструмент симулирует последствия крупных непредусмотренных поломок оборудования, так называемых «больших неприятностей» для бизнеса, и указывает лучшие способы их смягчения.

Тенденция ясна: в управлении цепями поставок технологии заменяют людей и работают эффективнее. В будущем автоматизированные процессы, продвинутая аналитика, датчики, роботы, искусственный интеллект и непрерывный цикл обучения сведут к минимуму необходимость вмешательства человека. Но останется ли работа для специалистов по управлению цепями поставок, когда планирование, закупки, производство, исполнение заказов и логистика будут автоматизированы?

В скором времени руководителям в этой области придется переключиться с управления людьми, которые выполняют рутинные задачи поддержки операций, на планирование и управление информационными и материальными потоками с привлечением ограниченного числа специалистов. Совсем скоро вырастет потребность в аналитиках цепочек поставок, способных структурировать и проверять данные, пользоваться цифровыми инструментами и алгоритмами и делать точные прогнозы.

Если заглядывать еще дальше, то потребуются специалисты, которые разработают технический «движок» цепи поставок для поддержки постоянно меняющихся стратегий и приоритетов компании. Им будет помогать небольшое число специально нанятых или обученных сотрудников, выполняющих задачи на стыке операций и технологий. Поскольку сегодня еще никто не обладает необходимыми для новых ролей навыками, самая трудная задача для компаний – составить представление о цепи поставок будущего и разработать стратегию поиска нужных людей на эти важные роли.

Об авторах: Аллан Лайал – эксперт по вопросам поставок и розничной торговле. Более 12 лет был вице-президентом Amazon в Европе, занимал руководящие должности в Apple и Tesco. Пьер Мерсье – партнер и управляющий директор The Boston Consulting Group (BCG). Стефан Гштеттнер – заместитель директора The Boston Consulting Group

Оригинал статьи: https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/779876