Нанимая бывших чиновников, компании нарушают закон
Бывшие чиновники – ценные, но хлопотные кадрыОколо 1000 российских компаний незаконно приняли на работу бывших чиновников в первом полугодии 2018 г. Что делать бизнесу, желающему нанять чиновника?
За первые шесть месяцев текущего года прокуроры оштрафовали 967 юридических лиц, 1486 должностных лиц и 19 граждан за незаконное трудоустройство бывших госслужащих, сообщила «Ведомостям» пресс-служба Генпрокуратуры. Они были оштрафованы на общую сумму 98,5 млн руб., уточнила пресс-служба.
Незаконное трудоустройство госслужащих – самое распространенное коррупционное правонарушение, говорят в надзорном ведомстве. И количество таких нарушений растет. В первом полугодии прокуроры выявили 2500 нарушений (для сравнения: за такой же период 2017 г. – 2300), по данным Генпрокуратуры.
Желанный чиновник
Бывшие чиновники – ценные кадры для компаний. Они хорошо разбираются в законах, имеют связи в госорганах, умеют общаться с чиновниками. Наибольший спрос – на бывших налоговых инспекторов, сотрудников таможенной службы и трудовых инспекторов, говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Компании находят бывших служащих по знакомству среди чиновников, с которыми им приходилось взаимодействовать, рассказывает Сафонов. По его словам, компании берут чиновников на должности начальников отделов или назначают руководителями профильных направлений. Такие сотрудники оперативно решают проблемы компании. Например, бывший сотрудник таможни быстро исправит ошибки в таможенных декларациях – он позвонит прежним коллегам и по дружбе проконсультируется с ними, поясняет Сафонов.
Крупные компании, как правило, ищут чиновников высокого ранга на руководящие посты, говорит Сафонов. Обычно крупные компании нанимают бывших чиновников на должности менеджеров по связям с госструктурами, говорит Рустам Барноходжаев, директор департамента компании «Юнити». Большой спрос есть и на выходцев из силовых структур – их нанимают, например, в отделы службы безопасности банков, рассказывает Дарья Аникина, управляющий консультант практики банков и финансовых институтов рекрутинговой компании Hays.
Молчание – зло
Очень часто работодатель не сообщает о найме бывшего чиновника в ведомство, в котором тот трудился раньше, хотя обязан это сделать. Согласно статье 64.1 Трудового кодекса у компании есть 10 дней на то, чтобы сообщить о найме чиновника по месту его прошлой госслужбы. Уведомление необходимо направить и в том случае, если бывший чиновник оказывает компании услуги по гражданско-правовому договору с вознаграждением более 100 000 руб., отмечают в Генпрокуратуре. В документе необходимо указать все детали – от фамилии до должностных обязанностей и номера приказа о приеме на работу, поясняет Елена Кожемякина, управляющий партнер юрфирмы BLS. За несоблюдение порядка предоставления информации предусмотрены административные штрафы: для должностного лица – до 50 000 руб., для компании – до 500 000 руб.
Государство хочет знать о новой работе госслужащих, чтобы исключить конфликт интересов между предыдущим работодателем (госструктурой) и нынешним (компанией), поясняет партнер юридической фирмы FMG Group Михаил Фаткин. Пример конфликта – госслужащий помогал компании получать налоговые льготы, субсидии, разрешения, а потом устроился туда в штат, поясняет Сафонов. Есть конфликт интересов или нет – решает ведомственная комиссия по этике при госоргане, где работал чиновник, каждое назначение обсуждается детально. Комиссия может запретить оформлять чиновника на работу, поясняет Сафонов. Это ограничение распространяется на первые два года после увольнения чиновника с госслужбы.
В крупнейших ведомствах комиссии сильно загружены работой. Например, как сообщил представитель Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2017 г. служба получила от работодателей (или от самих бывших сотрудников таможни) 1237 уведомлений о найме. Из них комиссии по урегулированию конфликта интересов при ФТС рассмотрели 458 уведомлений. В большинстве случаев (по 395 уведомлениям) комиссии одобрили новые назначения, а в 63 случаях отказали.
Скрывают сами
Компании редко сообщают в госструктуры о найме бывших чиновников потому, что просто не знают законов, считает Сафонов. «Сами служащие предпочитают не напоминать новому работодателю о требованиях закона, чтобы получить работу», – говорит 57-летний Андрей Сахаров, 13 лет прослуживший инспектором в Государственной инспекции труда Москвы. В 2015 г. он оттуда уволился и сразу же получил предложение от компании, которую проверял, будучи инспектором. Сахаров отказался. «Я боялся, что инспекция увидит в этом конфликт интересов и запретит мне там работать», – вспоминает он. Через три месяца поисков Сахаров устроился руководителем службы охраны труда в кадровое агентство ManpowerGroup: с этой компанией он ранее не сталкивался по службе. Новый работодатель сообщил о трудоустройстве в Госинспекцию труда Москвы, никаких вопросов не возникло, говорит он. Однако у его коллег-инспекторов, принявших предложения от компаний, которые они прежде проверяли, возникли проблемы. Сахаров знает, что одному из коллег пришлось уволиться из компании через несколько месяцев после найма: в компанию нагрянула прокуратура с проверкой, и бывший инспектор опасался, что место его прежней службы станет известно проверяющим.
Нарушения рано или поздно обнаружатся – например, во время плановой проверки прокуратуры, говорит Фаткин. Или же во время внеплановой проверки по жалобе на работодателя от сотрудников или инспекции труда, отмечает юрист. Пожаловаться на компанию-молчуна может и ведомственная комиссия, которая узнает о незаконном трудоустройстве чиновника, отмечает Фаткин.
Есть конфликт
Если комиссия после проверки все-таки обнаружит конфликт интересов, компанию могут обязать уволить бывшего госслужащего, напоминает Фаткин. Основания дает статья 84 ТК. Она разрешает расторгнуть трудовой договор, если он был изначально заключен неправильно. Например, был подписан с работником, который по закону не имел права заниматься определенными видами трудовой деятельности.
Весной 2017 г. по представлению Генпрокуратуры был уволен директор департамента корпоративного имущества ОАО «РЖД» Павел Потапов – бывший заместитель руководителя Росимущества. На новом месте он проработал почти пять месяцев. Потапов подал в суд на РЖД с требованием восстановить его на работе, но проиграл: весной 2017 г. – первую инстанцию, а в декабре 2017 г. – апелляцию.
По мнению прокуроров, имел место конфликт интересов между Росимуществом и РЖД. На госслужбе Потапов, по мнению прокуроров, «принимал обязательные для исполнения решения в отношении ОАО «РЖД» при заключении договоров аренды земельных участков с РЖД – т. е. «осуществлял функции государственного управления» компанией. С точки зрения закона, если чиновник устраивается в компанию, в управлении которой он так или иначе участвовал, это признак возможного конфликта интересов, об этом надо сообщать и ждать решения комиссии по этике.
Требование государства сообщать о новом месте работы бывших госслужащих – превентивная мера для устрашения всех чиновников, считает Сахаров. «Коммерческая компания может пообещать чиновнику хорошую работу с большой зарплатой после увольнения в обмен на лояльность и привилегии. Государство хочет защититься от таких ситуаций», – говорит он.
Однако некоторые компании находят способы обойти запреты, отмечает Фаткин. Если бывшего госслужащего принимают в состав учредителей компании, ни он, ни компания не обязаны сообщать в госорганы об этом факте, говорит юрист. Другой способ обхода – бывший прокурор или полицейский получает статус адвоката и затем оказывает услуги компаниям внештатно. Такая схема не описана в законах и потому ею пользуются, указывает юрист.