Поможет ли калужскому «Фольксвагену» аутсорсинг
Гонка за производительностью труда привела к итальянской забастовке, говорит профсоюзИтальянская забастовка началась в первых числах августа, сразу после выхода предприятия из корпоративного отпуска. Сотрудники отделения логистики сознательно работают медленнее, чем обычно, и педантично соблюдают все инструкции, сообщил организатор забастовки – профсоюз «МПРА-Калуга» в своей группе в соцсетях. Первыми так стали работать 20 водителей погрузчиков и штабелеров, которые снабжают деталями кузовное производство. Потом к ним присоединились 450 логистов сборочного производства. В результате скорость движения техники упала с 10 до до 5 км/ч, как это предусмотрено инструкциями по технике безопасности. По словам рабочих, это уже привело к перебоям в поставках комплектующих на производственные линии.
По словам председателя профсоюза МПРА в Калуге Дмитрия Трудового, причина конфликта в том, что «Фольксваген груп рус» сейчас старается всеми силами обогнать основного конкурента – «Хендэ мотор мануфактуринг рус» в Санкт-Петербурге – по эффективности: петербургский завод «Хендэ» тратит на 10 ч рабочего времени меньше на сборку одного автомобиля, чем калужский Volkswagen. Сейчас «Фольксваген» в среднем тратит 34 ч на сборку одной машины, говорит Трудовой. А самый быстрый способ повысить производительность труда – это аутсорсинг: сотрудников в штате станет меньше, а выработка (количество собранных автомашин на сотрудника) сразу увеличится.
Как рассказал Трудовой, менеджмент уже передал внешним организациям около 20 рабочих мест, а всего на аутсорсинг планируется со временем вывести до 200 рабочих мест. При переходе в сторонние кадровые компании многим предложат работу по другой специальности, например погрузчики будут работать сварщиками, большинство не хочет менять профессию, многие уволятся, предполагает Трудовой. Профсоюз, по словам Трудового, требует от руководства завода гарантии сохранения рабочих мест и зарплаты сотрудников.
Представитель «Фольксваген груп рус» говорит, что менеджмент готов к конструктивному диалогу с сотрудниками и находится с ними в постоянном контакте. По словам представителя, «Фольксваген груп рус» постоянно наращивает объемы производства, число сотрудников завода год от года растет. С начала 2018 г. предприятие наняло около 400 новых сотрудников на автомобильное производство и на производство двигателей. Сейчас завод работает в нормальном режиме и клиенты должны получить заказанные автомобили в срок. В 2017 г. калужский завод выпустил 118 500 автомобилей, а в 2018 г. может повторить рекорд 2012 г., когда было произведено 160 000 авто, говорит Трудовой.
По словам Трудового, форму итальянской забастовки работники выбрали потому, что бастует лишь часть предприятия – логистический отдел насчитывает 800 человек. Сейчас на калужском заводе работают 4715 человек: 2775 заняты на производстве и 1940 в офисе. Чтобы провести обычную забастовку, потребовалось бы собирать всех работников предприятия и получать согласие на забастовку у 50% коллектива. Это дало бы менеджменту время, чтобы уговорить сотрудников не бастовать. Как рассказал Трудовой, администрация завода просила МПРА приостановить акцию и назначила переговоры на конец августа, но работники отказались.
Петр Бизюков, ведущий специалист экономических программ Центра социально-трудовых прав, говорит: чтобы начать забастовку, нужно официально заявить о трудовом споре, собрать две конференции работников, заручиться согласием на забастовку у половины многотысячного коллектива, провести примирительную кампанию. А правила организации итальянской забастовки в Трудовом кодексе не оговорены – ее можно начать без специальных процедур. Достаточно строго соблюдать все производственные нормы, правила охраны труда, пожарной безопасности, распорядка труда и отдыха, отказываться от сверхурочной работы и работы в выходные дни. Для успешной кампании необходимо, чтобы в акции участвовало как можно больше сотрудников. Работа «по правилам» дается сотрудникам нелегко, признается Трудовой. Менеджмент постоянно давит, требуя вернуться к обычному графику работы. «В понедельник работавшая смена под вечер не выдержала и вновь ускорила темпы работы. Но утром заступила новая смена, которая снова начала работать в условиях забастовки», – рассказывает представитель профсоюза. По словам Трудового, менеджмент уже пошел бастующим на уступки, пообещав начать переговоры.
Производственные компании обычно выводят на аутсорсинг такие операции, как разгрузка, погрузка, расфасовка, разбраковка, раскладка по тегам, функции операторов линий, пусконаладочные работы и тому подобное, говорит Никита Зотов, директор ManpowerGroup в России и СНГ. По его словам, в транснациональных компаниях одним из главных KPI служит выработка на одного штатного сотрудника, а также общие затраты в пересчете на сотрудника. При передаче на аутсорсинг неосновных функций производительность труда может повышаться до 10-15%, говорит Зотов.
Аутсорсинг сначала повышает производительность труда на бумаге и реальные показатели не улучшаются, подтверждает партнер «Экопси консалтинга» Григорий Финкельштейн. Однако со временем работодатель перестраивает производственные процессы с учетом оставшегося коллектива работников, производительность труда начинает расти на самом деле и 10-15% работников, выведенных за штат, становятся ненужными – их увольняют, говорит Финкельштейн.