Как два брата из Нижневартовска стали делать кошельки из полиэтилена
Выйти на рынок было просто, но появилось много конкурентов31-летние Алексей и Михаил Леонтьевы хорошо помнят свои первые кошельки. Братья купили два одинаковых портмоне на рынке в родном Нижневартовске перед отъездом в университет ИТМО Санкт-Петербурга. Близнецы выбрали большие кожаные кошельки, чтобы выглядеть солидно.
А летом 2008 г. братья уехали в Нью-Йорк по программе Work and Travel, устроились там водителями велотакси, и большие кошельки стали обузой. «Было жарко, мы работали в одних футболках и шортах. А портмоне не помещалось в карманы», – вспоминает Михаил. Тогда он заметил, что коллега-американец складывает купюры в почтовый конверт. Оказалось, что так делают многие: часть почтовых конвертов в США производят из непромокаемого прочного материала под названием «тайвек».
Простое изобретение привело Леонтьевых в восторг, потом они еще долго рассказывали о нем друзьям в России. А спустя пять лет – в 2013 г. – братья впервые сами вручную собрали 200 кошельков из тайвека. Теперь они продают в год по 30 000 кошельков и других аксессуаров из тайвека под маркой New Wallet на 6 млн руб. В рознице кошельки стоят 890–990 руб.
Что такое тайвек
Материал тайвек был разработан американской химической компанией DuPont 50 лет назад. Тайвек производят из тонких непрерывных нитей полиэтилена, которые соединяются под воздействием тепла и давления. Материал напоминает бумагу, но только внешне: тонкое полотно не пропускает пар, не рвется и отталкивает воду. Изначально тайвек использовали для изоляции домов, а позднее из него стали шить защитные костюмы и чехлы для медицинских инструментов. Затем на синтетическую бумагу обратили внимание и зарубежные дизайнеры: из тайвека стали производить аксессуары, подарочные пакеты, сумки и даже обувь. Ежегодно в мире продается тайвека на $3 млрд, говорит представитель по маркетингу и продажам DuPont в России и СНГ Кирилл Пензов.
Пензов рассказывает, что среди российских дизайнеров мода на тайвек появилась около трех лет назад. Он вспоминает, что Михаил и Алексей были одними из первых, кто стал применять синтетическую бумагу для производства аксессуаров в Санкт-Петербурге. Тайвек – хорошая замена традиционным материалам. Синтетическая бумага имеет интересную фактуру, к тому же тайвек в 3 раза дешевле кожи, говорит дизайнер Дарья Ямпольская, которая год назад начала шить сумки из тайвека.
Раскроить и сложить
Леонтьевы позаимствовали идею производства аксессуаров из тайвека у дизайнеров из США. В 2013 г. братья купили в интернет-магазине кошелек из синтетической бумаги американской марки Dynomighty. Братья разобрали кошелек, чтобы понять технологию сборки. Все оказалось просто: на полотне тайвека печатается рисунок, потом из него вырезают кусок площадью 1 кв. м и складывают бумажник по технологии оригами. Весной того же года братья купили рулон тайвека на китайском сайте Taobao – около 20 кг за 100 000 руб. с учетом доставки. Близнецы тогда еще работали инженерами в телекоммуникационной компании и потратили на покупку собственные накопления с зарплаты.
Леонтьевы решили нанести на тайвек яркие авторские картинки, через знакомых нашли в Санкт-Петербурге студентку-художницу, которая за 30 000 руб. нарисовала им 10 рисунков. Тайвек отдали знакомому владельцу небольшой типографии, он согласился нанести принты на синтетическую бумагу за 60 000 руб. «Оказалось, тайвек плохо впитывает чернила: несколько дней мы сушили полотна на балконе в съемной квартире. Весь дом пропах запеченными красками», – вспоминает Михаил.
Когда тайвек высох, братья вручную собрали первые 200 кошельков и стали предлагать их магазинам за 225 руб. – почти в 4 раза ниже себестоимости. «Цену взяли с потолка. Таких аксессуаров на рынке не было, мы не могли рассчитать отпускную цену», – признаются партнеры. Яркие кошельки согласились продавать две торговые точки – книжная лавка «Двадцать восьмой» и магазин «Юность». В рознице аксессуар стоил 550 руб., и до конца 2013 г. покупатели разобрали всю партию. Тогда Леонтьевы решили расширять производство.
Китайская партия
Братья нашли типографию в Китае, которая согласилась напечатать принты на тайвеке и вручную по схемам собрать 10 000 кошельков. Заказ с учетом доставки обошелся в 1 млн руб. Леонтьевы продолжали работать по найму, а на покупку изделий оформили два потребительских кредита по 500 000 руб. каждый.
Через месяц в Санкт-Петербург доставили коробки с кошельками. Но почти треть изделий были бракованные: краски расползались, на тайвеке остались цветные полосы. Бракованные кошельки братья отдавали магазинам в качестве образцов, вспоминает Михаил. К концу 2014 г. кошельки New Wallet продавались в 20 магазинах. К весне 2015 г. все аксессуары были проданы. Братья уволились с работы и полностью погрузились в производство.
Секретная типография
Леонтьевы больше не хотели рисковать: они по-прежнему покупали тайвек в Китае, но печать и сборку решили организовать в Санкт-Петербурге. На поиски типографии ушел год.
Партнеры обзвонили десяток типографий, но везде получили отказы. «Для печати на тайвеке используются особые чернила, и надо перенастраивать принтеры. Типографии не хотели этим заниматься ради наших небольших заказов», – вспоминает Михаил. Но одна типография все-таки согласилась сотрудничать с предпринимателями: за месяц настроили оборудование и подобрали новые краски. Леонтьев отказывается называть эту типографию. Тайвек используют многие дизайнеры, а предприниматели опасаются конкурентов. По оценкам официального дистрибутора DuPont, компании «Интрейд», в Санкт-Петербурге всего четыре типографии работают с тайвеком.
Весной 2015 г. Леонтьевы наконец напечатали новые принты и заказали сборку 10 000 кошельков в мастерской по производству упаковки. Коллекцию раскупили к началу следующего года, выручка достигла 2,5 млн руб. В 2016 г. братья выпустили еще одну партию кошельков и стали собирать из тайвека обложки для паспорта. За год они продали около 20 000 изделий в 50 магазинах Москвы и Санкт-Петербурга уже на 5 млн руб. Чтобы расти дальше, нужно было увеличивать количество магазинов.
Проникнуть в сети
Кошельки New Wallet дешевле кожаных, в основном их покупает молодежь, которая любит яркие и практичные аксессуары, рассказывает менеджер магазина «Юность» Андрей Романов. Сами Леонтьевы говорят, что их целевая аудитория – творческие люди в возрасте от 18 до 30 лет. Именно поэтому первые годы кошельки продавались в небольших магазинах дизайнерской одежды, в музеях современного искусства и на ярмарках. Еще одной точкой стал офис New Wallet в Санкт-Петербурге, помещение в 20 кв. м они сняли летом 2015 г. за 25 000 руб. в месяц.
Леонтьевы обращались в крупные сети, но часто получали отказы. Летом 2017 г. Алексей написал через Facebook напрямую владельцу сети «Республика» – бизнесмену Вадиму Дымову. Тот дал им контакты менеджера «Республики» и они договорились, рассказывает Михаил. Дымов подтвердил «Ведомостям» факт переписки.
Сейчас аксессуары New Wallet продаются уже в 200 торговых точках. Братья наняли менеджеров по продажам и развивают рекламу в интернете. Половина заказов поступает на сайт New Wallet. Аксессуары заказывают в США, Японии, Польше и других странах. Выручка в прошлом году составила 6 млн руб., а чистая прибыль – свыше 1 млн руб.
Бумажная одежда
С 2017 г. Леонтьевы стали покупать тайвек у «Интрейда» в Санкт-Петербурге. Материал оказался дороже китайского: братья платят 3 евро за 1 кв. м материала, рассказывает Михаил. Предприниматели нашли еще одну типографию – «Любавич», которая использует японский принтер для печати по синтетическим материалам. За счет увеличения объемов производства себестоимость одного кошелька удалось снизить примерно до 170 руб., говорит Михаил. По его словам, выручка за первое полугодие текущего года составила около 4,4 млн руб.
Теперь у близнецов грандиозные планы: до конца года они намерены увеличить выручку до 10 млн руб. Чтобы добиться таких показателей, Леонтьевы хотят расширить ассортимент, шить рюкзаки и клатчи. У них уже есть подобный опыт: в начале 2018 г. они впервые выпустили 600 небольших походных сумок под маркой New Wallet. Производство сложнее и затратнее: пришлось покупать за границей фурнитуру и нанимать швею, говорит Михаил. Ямпольская утверждает, что с тайвеком может справиться только профессиональный мастер.
Росту могут помешать конкуренты: начать производство из тайвека просто и недорого. По оценкам Пензова, сейчас синтетическую бумагу покупают несколько десятков производителей одежды и аксессуаров в России. Число покупателей тайвека для выпуска предметов гардероба будет только расти, прогнозирует представитель «Интрейда».