Иностранцы едут на выучку к российским инженерам

Как российские специалисты помогают запускать шинные заводы в других странах
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

С марта в цехах калужского шинного завода немецкого концерна Continental слышна тайская речь – два десятка инженеров и техников проходят обучение, чтобы потом приступить к работе на строящемся сейчас заводе Continental в Таиланде. Как выяснили «Ведомости», западные производители шин все чаще привлекают российских специалистов к обучению сотрудников-иностранцев: либо отправляют иностранцев на стажировки в Россию, либо посылают российских шинников за границу для наладки производства. Сейчас так поступает не только Continental, но и итальянский производитель шин Pirelli. Передавать иностранцам российский опыт собирается и Nokian Tyres. «Ведомости» выяснили, чему иностранцы могут научиться на шинных заводах в России и почему международные производители привлекают для подготовки производственников именно российские кадры.

Технологии с Запада

В России немало шинных заводов, открытых крупнейшими западными производителями. Первым производство в Московской области в 2004 г. запустил французский концерн Michelin, в 2005 г. завод в Ленинградской области открыла финская Nokian Tyres, позднее их примеру последовали японская Yokohama, итальянская Pirelli, немецкая Continental и др. Западные шинники привезли иностранное оборудование и собственные технологии, обучили российских специалистов работе на станках с числовым программным управлением. Глядя на них, модернизацией занялись и крупные отечественные заводы «Кордиант» и «Нижнекамскшина». Они начали отказываться от полуавтоматической сборки каркаса шины, сделанные таким образом шины по качеству не могли конкурировать с европейскими покрышками, вспоминает Сергей Жадан, директор московского представительства «Татнефть-Нефтехима» (владеет заводом «Нижнекамскшина»). Российские производители перешли на немецкие, итальянские и голландские машины: станки для смешивания и резки резины, машины для сборки и формирования заготовок для шин, а также современное оборудование для финишной вулканизации покрышки. Жадан уверяет, что российские кадры сегодня не хуже владеют новыми технологиями, чем их западные коллеги.

Чему учат

«Тайцы уже две недели ходят по цехам группами по 3–4 человека с переводчиком, общаются с начальниками производств», – рассказывает рабочий цеха вулканизации калужского завода Continental. Всего в Калугу приехало 19 специалистов из Таиланда: инженеры-технологи, техники и операторы производственных линий. В ближайшее время ожидается еще одна делегация из 15 человек, говорит представитель «Континентал Калуга» Анна Дундукина. По ее словам, завод впервые принимает иностранцев, их учат запускать, налаживать и обслуживать оборудование для экструзии и вулканизации шин. Эти знания пригодятся им через год, когда в Таиланде откроется новый завод Continental. Для тайцев поездка в Калугу – это служебная командировка от таиландского офиса Continental, они приехали на срок до трех месяцев по деловым визам.

Как рассказала Дундукина, калужский завод не смог принять всех инженеров из Таиланда, другие делегации уехали на площадки в Китай, Португалию и Словакию. У Continental 19 заводов в 16 странах, везде идентичное оборудование и одинаковые технологии.

Continental не единственная. По словам представителя «Nokian Tyres Россия», завод финского концерна в Ленинградской области готовится принять делегацию американских специалистов инженерно-технических служб, которые потом будут трудиться на строящемся сейчас заводе Nokian Tyres в США. Американцы будут учиться работе с оборудованием и инженерными системами, а также стажироваться в отделе качества и технологий, пояснил Александр Уставщиков, заместитель гендиректора «Nokian Tyres Россия». У концерна два завода – в финском городе Нокиа (мощностью 3 млн шин в год) и в российском Всеволожске (17 млн шин в год). Производственные линии идентичны. Уставщиков уверяет, что российские сотрудники обладают достаточными знаниями, чтобы учить зарубежных коллег, системы менеджмента качества завода сертифицированы по международным стандартам. Запуск завода в США мощностью 4 млн шин в год запланирован на 2020 г.

Итальянский холдинг Pirelli, у которого 19 заводов в 13 странах мира, напротив, вывозит российские кадры с заводов в Кирове и Воронеже на зарубежные площадки. За последние два года инженеры из Воронежа дважды ездили в командировки на шинные заводы в Китай и Индонезию. Они помогали азиатским коллегам проектировать рабочие зоны, планировать оптимальную расстановку оборудования в цехах, рассказывает Юрий Грибанов, гендиректор Воронежского шинного завода (ВШЗ). Он отказался раскрыть, какие командировочные получают российские специалисты, сообщив лишь, что они зависят от заработка конкретного инженера и от региона.

Хорошо сэкономить

Международным холдингам учить иностранных специалистов на российских заводах выгодно, уверен Сергей Артемьев, партнер SBS Consulting: командировки в Россию обходятся дешевле, чем в дорогие европейские страны. А квалификация у российских инженеров достаточно высокая, замечает Артемьев.

То же самое относится к поездкам российских специалистов за рубеж, говорит Рустам Барноходжаев, директор департамента по работе с ключевыми клиентами кадрового агентства «Юнити». Командировать наставников из Европы в азиатские страны труднее и дороже. Квалифицированные сотрудники головных заводов соглашаются покинуть страну только при условии увеличения жалованья либо головному заводу отсутствие ценного кадра обойдется слишком дорого и завод просто не отпустит его в командировку, говорит Барноходжаев.

«Для наших мастеров выезд за границу – это своего рода вызов, новый опыт, но бывает, что они отказываются от поездки по семейным обстоятельствам», – рассказывает Грибанов. В прошлом году после одной из таких командировок инженер ВШЗ остался работать на китайском заводе Pirelli. Несколько российских специалистов уехали на временную работу на заводы Pirelli в Европе: менеджер по персоналу из Воронежа переехал в Великобританию, специалист по логистике и специалист по финансовому контролю финансов находятся в головном офисе Pirelli в Милане, уточняет Грибанов. Через несколько лет они должны вернуться в Россию, говорит Грибанов.

Западные производители шин до сих пор не обращались к рекрутерам с запросами о найме российских инженеров для работы на европейских заводах, говорит Александр Иерихонский, руководитель группы консультантов по подбору персонала холдинга «Анкор». Зато есть спрос в Азии, знает он: один из крупных китайских шинных концернов искал российского инженера на жалованье в $100 000 в год, это втрое больше, чем инженер зарабатывает на родине.

Сколько стоит инженер

Сейчас между шинными производителями в России разгорелась настоящая битва за квалифицированных инженеров, отмечает Иерихонский. Заводы расширяют производство и нуждаются в кадрах, но негде взять квалифицированных инженеров, молодых специалистов мало из-за демографического спада в 1990-е гг., продолжает Иерихонский. 90% вакансий для инженеров-шинников открывают иностранные производители. На подбор персонала уходит до полугода, говорит он.

В «Континентал Калуга» около 1000 сотрудников, из них 200 – инженеры. На ВШЗ Pirelli примерно такая же численность штата и инженеров. Обе компании рассказывают, что искать квалифицированных специалистов пришлось по всей стране, инженеров перевозили из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Зарплаты инженеров Pirelli и Continental не раскрывают.

По словам Иерихонского, вчерашнему выпускнику ведущих технических вузов (МГТУ им. Баумана, МАДИ, Томского политехнического университета) шинные заводы в России готовы платить по 50 000 руб. в месяц. В 2 раза дороже стоит специалист с опытом работы, а руководитель инженерного подразделения получает больше 200 000 руб. в месяц. Примерно столько же зарабатывают квалифицированные инженеры в нефтехимической промышленности, говорит Барноходжаев. По его словам, хорошие инженерные кадры с опытом работы от 10 лет работодатели ищут даже за рубежом. Он знает два случая, когда компании нанимали россиян, уехавших в Евросоюз в 1990-е гг.

Варвара Гранкова