Как мотивировать сотрудников на выполнение скучных задач

Реальные цели и дух соревнования помогли Firefox кардинально изменить процесс устранения ошибок в программах
Идея догнать главного конкурента находила отклик у каждого сотрудника, и это оказалось достаточной мотивацией, чтобы все разработчики Firefox включились в работу
Идея догнать главного конкурента находила отклик у каждого сотрудника, и это оказалось достаточной мотивацией, чтобы все разработчики Firefox включились в работу / Albert Gea / Reuters

Разработчик браузера Firefox – компания Mozilla в прошлом году задумалась над тем, как улучшить процесс исправления ошибок в программном коде. Устранение дефектов, замедляющих или затрудняющих работу браузера, казалось программистам скучной задачей по сравнению с более захватывающей работой над новыми функциями. Раньше в компании не было системного подхода к исправлению дефектов, из-за которых медленно загружались изображения или браузер зависал при попытке пользователя передать информацию на сайт. Исправление таких ошибок просто входило в список обязанностей отдельных команд разработчиков. Такая работа обычно предполагает переписывание небольших частей программного кода. Но у команд разработчиков есть другие, более важные задачи, и на исправление дефектов иногда требовалось слишком много времени. Еще важнее то, что разработчики часто слишком сосредоточивались на сбоях, оказывавших минимальное влияние на работу браузера, а не на тех, что представляли собой серьезную проблему для всех его пользователей, например на скорости открытия новых вкладок, рассказывает Навид Ихсанулла, старший менеджер по разработке, руководивший реформой в Mozilla.

По его словам, чтобы успешно конкурировать с лидером – браузером Chrome от компании Google, Mozilla нужно было сосредоточиться на быстроте реагирования своего продукта, т. е. на возможностях Firefox работать гладко и без сбоев и зависаний.

Для пробуждения интереса к устранению дефектов и вовлечения в него больше сотрудников в начале этого года компания полностью реорганизовала процесс.

Чтобы идентифицировать ключевые проблемы и устранить их, Ихсанулла перезапустил базу данных для отслеживания неполадок, через которую любой сотрудник мог сообщить о замеченной ошибке. Он создал рабочую группу программистов, в которую вошел и сам, для рассмотрения этих проблем, расстановки приоритетов, передачи их для решения нужным командам разработчиков и отслеживания результатов.

Но Mozilla нужно было вовлечь в процесс все структуры организации, имеющие отношение к разработке. Чтобы убедить рядовых сотрудников, менеджеров и высшее руководство в том, что каждый должен внести свой вклад в устранение ошибок, Ихсанулла поставил перед работниками компании две большие цели: исправить 40 самых серьезных дефектов в период между началом работы программы в феврале и очередным запуском бета-версии Firefox 20 сентября и сделать так, чтобы у Firefox было не менее 20% от показателей Chrome по качеству работы интернет-браузера.

С февраля этого года 165 сотрудников Mozilla устранили 400 неполадок, имевших высокий приоритет, а отрыв Firefox от заявленных целевых показателей эффективности в сравнении с Chrome находится «в пределах статистической погрешности», говорит Ихсанулла. По его словам, идея догнать главного конкурента находила отклик у каждого сотрудника, с которым он говорил, и это оказалось достаточной мотивацией, чтобы все они включились в работу.

Перевела Надежда Беличенко