Как нефинансисту быстро разобраться в финансовых показателях

Эти знания повысят шансы продвинуться по службе – чем бы сотрудник ни занимался
В финансах много непонятных терминов, вызывающих ужас у нефинансистов
В финансах много непонятных терминов, вызывающих ужас у нефинансистов / PhotoXPress

Даже если ваша ежедневная работа не требует от вас знания финансовых тонкостей, чем лучше вы в них разбираетесь, тем устойчивей ваше материальное положение, считает Ричард Рубек, профессор Гарвардской школы бизнеса. В конечном счете, если вы пытаетесь продать продукт или стратегию, вам необходимо обосновать не только их практичность, но и высокую рентабельность. «Люди, принимающие решения, захотят увидеть простую модель, в которой будут отражены доходы, расходы, в том числе накладные, а также порядок движения денежных средств, – говорит Рубек. – Им необходимо понять, чем хороша ваша идея». Джо Найт, партнер и старший консультант Института деловой грамотности, считает, что недостаточная подкованность в финансовых вопросах «препятствует карьере». Вот несколько советов, которые помогут повысить финансовую грамотность.

Освойте язык

Никакого волшебства в финансах нет, а вот непонятных слов хоть отбавляй. Терминологию можно выучить разными способами, было бы желание. Если в вашей компании проводятся тренинги по финансам, обязательно их пройдите. Если же такой возможности у вас нет, запишитесь на аналогичный курс в каком-нибудь образовательном учреждении или интернете. Самые важные понятия, которые необходимо выучить, – как рассчитывать рентабельность, EBITDA, операционную прибыль, выручку и расходы.

Возьмитесь за отчеты

Затем, по мнению Найта, необходимо вникнуть в финансовые отчеты компании. «Ознакомьтесь с балансовым отчетом и проведите его комплексную проверку для того, чтобы понять, как он составлен», – говорит он. Рубек считает, что во время обучения лучше всего записывать финансовые показатели и группировать их по категориям. Так вы поймете, сколько денег тратит ваша компания и на чем она их зарабатывает. Переведите финансовые показатели в проценты, тогда распределение доходов и расходов будет более наглядным.

Сосредоточьтесь на ключевых показателях

Необходимо разобраться в ключевых показателях, по которым оценивается эффективность вашей компании. По мнению Найта, ваша цель – выяснить, как именно прибыль и убытки соотносятся между собой и как эта взаимосвязь сказывается на результатах деятельности компании с течением времени. «Большинство компаний следят как минимум за четырьмя коэффициентами: рентабельностью, долей заемных средств, ликвидностью и операционной эффективностью», – говорит он.

Займитесь расчетами

Затем попробуйте поэкспериментировать со сценариями «А что, если...», предлагает Рубек: «А что, если цены будут ниже? А что, если расходы будут увеличиваться или сокращаться?» Цель – понять, как функционируют модели, и разобраться в тех гипотезах, которые они позволяют вам сделать, объясняет эксперт. Когда у вас на самом деле возникнет необходимость проанализировать последствия какого-то шага – к примеру, решить начать выпуск нового продукта или нет, закрыть завод или нет, – вы будете располагать подходящими инструментами.

Найдите наставника

Найт считает, что общение со старшим финансовым или операционным менеджером, который может в частном порядке ответить на ваши вопросы, также позволит вам поднатореть в финансах: «Тем, кто не силен в расчетах, всегда полезно найти наставника». Он поможет разобраться в теории и проконсультирует по решениям, которые вы намерены принять. Рубек также советует попросить коллегу о том, чтобы он «попытался воспроизвести» ваши прогнозы и модели. Скорее всего, предположения вашего наставника будут отличаться от ваших, и эти расхождения помогут вам найти приемлемый вариант.

Переведите вопрос в личную плоскость

Все еще не хватает заинтересованности, чтобы разобраться в финансах? Тогда начните относиться к развитию навыков в этой сфере так, словно «от них зависит будущее компании», предлагает Найт. «Каждый раз, когда вы получаете зарплату, прибыль компании сокращается, поэтому вам необходимо подумать о том, как ей можно помочь поддержать текущую рентабельность или повысить ее», – добавляет он. Задайтесь целью понять, как ваши ежедневные действия способствуют повышению доходов или сокращению расходов работодателя. Представьте, что вам необходимо составить свой собственный небольшой отчет о прибыли и убытках, спросите себя, какую пользу вы приносите компании, поясняет эксперт.

Пример первый

Ларри Данивэн, директор по доходам (chief revenue officer) в компании Ceridian, на заре карьеры работал менеджером по продукту в компании, выпускающей программное обеспечение. Будучи студентом программы MBA школы менеджмента им. Келлога при Северо-Западном университете, он посещал базовые курсы по финансам, и его навыков было достаточно, чтобы успешно справляться с работой.

Основные принципы

Следует
записаться на курсы и выучить базовые финансовые понятия и термины;
изучать квартальные отчеты вашей компании, чтобы понять, за счет чего она получает прибыль;
экспериментировать с расчетами из ее отчета и отработкой сценариев из разряда «А что, если...».
Не следует
загонять себя в угол – в расчетах для бизнеса нет ничего сложного;
полагаться только на себя. Найдите опытного операционного или финансового менеджера, который сможет ответить на ваши вопросы;
недооценивать важность компетентности в финансовых вопросах для карьерного роста.

Однако когда Данивэн занял должность специалиста по вопросам слияний и поглощений, он понял, что она ему не по плечу. «Вдруг выяснилось, что я должен был разбираться в таких понятиях, как EBITDA, а также знать, как высчитывается стоимость предприятия, – говорит Данивэн. – Помнится, я все думал о том, как бы не опозориться на совещаниях».

К счастью, Ларри был в хороших отношениях со своим коллегой Риком из финансового отдела. Работа Рика заключалась в построении финансовых моделей, на основании которых принимались стратегические решения о возможном слиянии и поглощении. Он всегда был готов поделиться с Ларри подробностями. «Я просил Рика рассказывать мне о наиболее важных переменных и затем проверял с их помощью различные гипотезы, – говорит он. – Я все еще не знал, как модель рассчитывалась, однако я разобрался, какие гипотезы она позволяет сделать».

«Плодотворное партнерство с коллегой, который хорошо разбирается в финансовых вопросах, откроет широкие карьерные перспективы», – считает Данивэн.

Пример второй

Когда Джеймс Пипер, главный бухгалтер TransUnion, в 2014 г. пришел туда, она принадлежала группе компаний прямых инвестиций. «Мне пришлось разобраться в том, какие финансовые показатели компании имеют для нее ключевое значение и почему именно они важны», – вспоминает Пипер.

Он самостоятельно обработал множество данных. «К счастью, мне по должности полагается знать каждую цифру в отчете, поэтому засучив рукава я взялся за его повторное составление в таблице Excel, – поясняет Пипер. – У меня ушло некоторое время на то, чтобы проверить показатели и убедиться в том, что они не взяты с потолка».

Он также обратился за советом к своему коллеге из отдела бухгалтерии. «Он уже работал в компании какое-то время и помог мне вникнуть в подробности расчетов», – говорит Пипер.

В 2015 г. TransUnion стала публичной компанией. Чтобы улучшить свои знания о финансах публичных компаний, Пипер внимательно изучил финансовые отчеты 25 ближайших конкурентов. «Я сделал это, чтобы понять, как они структурируют публикуемые ими данные о доходах и какие показатели являются для них основными», – объясняет Пипер. Он часто проводит корпоративные тренинги по финансам для своих сотрудников. Пипер говорит, что тренинги помогают сотрудникам понять, как их работа вписывается в общую картину финансов TransUnion.