С каждым годом растет доля работников, страдающих от усталости и одиночества

Как спастись от выгорания, одиночества и убытков из-за плохой работы
А. Таранин
А. Таранин

Все больше людей чувствуют себя уставшими и одинокими на работе. Анализируя результаты исследования General Social Survey за 2016 г., мы обнаружили, что по сравнению с данными двадцатилетней давности вдвое больше опрошенных признались, что постоянно испытывают сильную усталость. Исследование охватило 36 805 респондентов, работающих в режиме полной занятости. Почти 50% респондентов ответили, что постоянно или часто чувствуют себя обессиленными из-за работы. Эти показатели пугающе высоки – и на 32% выше, чем 20 лет назад. Более того, присутствует заметная корреляция между чувством крайней усталости и одиночеством: чем больше усталость, тем сильнее ощущается одиночество.

Причиной одиночества становится не социальная изоляция, как можно было бы подумать, а эмоциональное истощение, которое возникает из-за выгорания на работе. Собирая информацию для книги The Happiness Track, мы обнаружили, что испытавшими выгорание себя чувствуют 50% работников самых разных профессий – от некоммерческого сектора до медицины. Эта проблема касается не только вечно занятых и перегруженных работой руководителей (хотя распространенность одиночества и эмоционального выгорания среди представителей этой группы хорошо известна), наша работа показала, что она затрагивает все профессии и ступени корпоративной иерархии.

Одиночество – это серьезно

Одиночество, вызванное социальной изоляцией или истощением, имеет серьезные последствия. Джон Касиоппо, ведущий эксперт в области изучения одиночества и соавтор книги Loneliness: Human Nature and the Need for Social Connection, подчеркивает его значительное влияние на психологическое и физическое здоровье, а также на продолжительность жизни. Исследование Сары Прессман подтверждает результаты работы Касиоппо: ожирение сокращает продолжительность жизни на 20%, употребление алкоголя – на 30%, курение – на 50%, а одиночество – на целых 70%. Еще одно исследование показывает, что одиночество увеличивает вероятность инсульта или ишемической болезни сердца – основных причин смерти в развитых странах – на 30%. Социальные связи же, напротив, способны укрепить нашу иммунную систему, продлить жизнь и уменьшить уровень тревоги и депрессии.

Одиночество – эмоционально болезненное чувство, это знают все, кто испытывал его. В человеческом мозге оно даже регистрируется как физическая боль. Социальные последствия этого напрямую влияют на производительность. Люди разобщены, а разобщенность в коллективе, как показали исследования школы бизнеса Смита при Университете Куинс и института Gallup, ведет к существенным потерям: увеличению числа прогулов почти на 37%, росту числа происшествий на 49%, снижению прибыльности на 16% и постепенному снижению цены акций на 65%.

Поддержка выгорающим

Эксперты и компании пытаются найти способ борьбы с растущим уровнем эмоционального выгорания на работе. Многие рекомендации касаются снятия стресса, обучения практикам осознанности или уменьшения нагрузки, т. е. подходят к выгоранию как к индивидуальной проблеме. Однако его связь с одиночеством дает основание предполагать, что ключом к решению проблемы могут стать более тесные человеческие отношения с коллегами.

Советы руководителям: как улучшить атмосферу в коллективе

Руководитель должен уметь предотвращать и лечить выгорание работников. Следуя нескольким советам, вы улучшите настрой коллектива.
Наблюдайте за сотрудниками. Обращайте внимание на такие признаки, как утомленность, рассеянность, враждебность, беспомощность. Чаще встречайтесь с подчиненными и контролируйте их физическое, умственное и эмоциональное состояние.
Узнайте, каков предел общих возможностей членов вашей команды, и старайтесь не выходить за эти рамки. Ограждайте подчиненных от внешнего давления, в том числе от чьих-либо неразумных или неясных требований.
Внушайте людям, что результаты работы зависят от качества их отдыха и что рабочий день нужно ограничивать. Подавайте пример, не засиживаясь в офисе допоздна. Убедитесь, что сотрудники отгуливают весь отпуск.
Объясняйте подчиненным, чего вы от них ждете; позволяйте им самим решать, где, когда и как выполнять работу. Обеспечивайте людей необходимыми ресурсами. Следите, чтобы во время важной работы сотрудникам не приходилось отвлекаться.
Показывайте, что замечаете даже небольшие успехи и достижения подчиненных. Хвалите и награждайте их за помощь друг другу. Подчеркивайте вклад вашей команды в общее дело. Помните об обучении. Обсуждайте с сотрудниками их карьерные цели и необходимые для достижения этих целей ресурсы. Делитесь новыми знаниями и наработками.
Обсуждайте, каким путем можно прийти к общей цели. Узнавайте, какая поддержка нужна людям и что они могут сделать друг для друга. Сами просите о помощи и помогайте другим.
Не позволяйте сотрудникам вести себя неуважительно. Подавайте пример – будьте вежливы и отзывчивы. Призывайте к тому, чтобы люди рассказывали друг другу о своей жизни.

Одно из исследований доказывает связь между поддержкой окружения, снижением показателей эмоционального выгорания и ростом продуктивности и удовлетворения от работы. Это подтверждает и работа ученых из Великобритании, которые назвали главным фактором, определяющим удовлетворение сотрудников, положительные взаимоотношения с коллегами. С позитивными отношениями в рабочем коллективе, а именно с чувством безопасности, взаимным признанием, уважением и поддержкой, напрямую связаны вовлеченность сотрудников и их сплоченность. Ощущение общности, как показывают исследования, ведет к большему психологическому благополучию, которое, в свою очередь, обеспечивает рост продуктивности и исполнительности. Отчасти это связано с тем, что ощущение общности повышает самооценку сотрудников, благодаря чему они больше доверяют и сопереживают друг другу и лучше работают вместе.

Что же делать руководителям и сотрудникам компаний, чтобы достичь таких результатов?

Продвигайте идеи эмпатии и вовлеченности среди сотрудников

Исследование Кима Кэмерона, профессора Мичиганского университета и автора книги Positive Leadership, демонстрирует, что рабочая среда, отношения в которой строятся на заботе, поддержке, уважении, честности и прощении, способствует большей эффективности работы всей организации. Старайтесь поддерживать ощущение общности и ценить теплые и доверительные отношения между людьми. Одна лишь эмпатия, как утверждают некоторые исследования, может противостоять эмоциональному выгоранию и истощенности. Джейн Даттон, профессор Мичиганского университета и соавтор книги Awakening Compassion at Work, убедительно доказывает, что участие и сопереживание способны стимулировать сплоченность рабочего коллектива.

 Побуждайте работников создавать «сети личностного роста»

Такая сеть контактов представляет собой небольшую группу коллег, к которым можно всегда обратиться за советом или эмоциональной поддержкой. В большинстве организаций такие сети появляются по воле случая, однако это можно изменить, предоставляя новым сотрудникам партнеров на срок адаптации и помогая сотрудникам наладить контакт с потенциальными наставниками и коллегами. Значительных результатов можно добиться, устраняя преграды на пути коммуникации: разгружая расписание сотрудников и предоставляя им контактную информацию об их коллегах, а также некоторые общие сведения о них (включая хобби и интересы, а не только работу).

 Отмечайте коллективные успехи

Удовольствие, которое можно получить во время неформального общения, недолговечно, но празднование коллективных побед создает чувство причастности к общему делу. Один из лучших примеров такого подхода мы обнаружили в бизнес-инкубаторе Awethu в ЮАР. Как только в инкубаторе начинал работать новый сотрудник, звенел колокольчик и все сотрудники прекращали работать, чтобы поприветствовать его аплодисментами. Подобного рода ритуалы способствуют сплоченности коллектива, увеличивают чувство причастности, защищают от эмоционального выгорания.

В бизнесе с одиночеством и эмоциональным выгоранием сопряжен большой риск: последние исследования показали, что компании в Великобритании ежегодно теряют миллиарды долларов из-за страдающих от одиночества сотрудников, а эмоциональное выгорание ежегодно обходится британской системе здравоохранения в сотни миллиардов долларов. Итак, проблема ясна, пришло время принять необходимые меры для борьбы с этой эпидемией.

Об авторах: Эмма Сеппала – психолог-исследователь, работает в Стэнфордском университете. Марисса Кинг – профессор Йельской школы менеджмента