Как «Почта России» мотивирует персонал

После внедрения двух систем KPI работает эффективно лишь руководство почтовых отделений
Компания не комментирует, насколько выросли заработки ее сотрудников после введения новой системы KPI, но говорит, что максимальный рост премии при выполнении всех KPI составляет 30%
Компания не комментирует, насколько выросли заработки ее сотрудников после введения новой системы KPI, но говорит, что максимальный рост премии при выполнении всех KPI составляет 30% / А. Гордеев / Ведомости

В июле прошлого года «Почта России» ввела новую систему KPI для сотрудников отделений связи и теперь выплачивает им премии на основе таких показателей, как выручка почтового отделения и качество выполнения работы сотрудниками отделения. Компания не комментирует, насколько выросли заработки ее сотрудников после введения новой системы KPI, но говорит, что максимальный рост премии при выполнении всех KPI составляет 30%. Однако известно, что с 2013 г. средняя заработная плата сотрудников почты выросла на 36% – с 15 357 до 20 929 руб., но и сейчас остается ниже средней зарплаты в России (37 400 руб.).

Параллельно с апреля этого года «Почта России» ввела еще одну дополнительную систему KPI для руководства московских отделений связи. Бонусы начальников и их заместителей теперь зависят от того, как они смогут организовать работу своего отделения. И оценивается эта работа по трем KPI с разными весовыми категориями, сообщает «Почта России». По наблюдениям генерального директора консалтинговой компании Globalpas Сергея Профатилова, после введения системы KPI для руководства стиль работы московских отделений «Почты России» меняется, но довольно медленно. Нововведения, конечно, есть, например электронная очередь или телефон горячей линии в каждом отделении, но работает пока все плохо, считает эксперт, – скорость обслуживания почти не увеличилась, порядка тоже не добавилось. По словам Профатилова, для кардинального изменения ситуации с обслуживанием мотивации только руководства недостаточно – KPI каждого сотрудника почтамта должен быть поставлен в зависимость от скорости обслуживания клиентов, не только от качества обслуживания. Несмотря на неоднозначные результаты работы подразделений за два последних месяца, как сообщает сама «Почта России», совокупный доход (оклад + премия) начальников отделений вырос на 5410 до 56 733 руб., а их заместителей – на 7015 руб. до 50 067 руб.

Жалобы не нужны

60% KPI начальников отделений приходится на отсутствие жалоб и еще по 20% – на своевременную обработку почтовых отправлений и правильное оформление наложенного платежа. То есть самое критичное влияние на кошелек начальника оказывает наличие жалоб на работу отделения. При их отсутствии премия может составлять до 30% от оклада, сообщает «Почта России»

В росте зарплат начальства на фоне небольшой прибавки рядовым сотрудникам нет ничего необычного, считает директор PwC Юрий Левичев. По его мнению, «Почта России» стремится максимально заинтересовать руководство, а не линейных сотрудников и это означает, что ставка в новой организации работы делается на административное и эмоциональное давление на подчиненных. Такая система мотивации направлена на то, чтобы руководители больше контролировали своих сотрудников. По его мнению, производительность сотрудников с ростом внимания к их работе постепенно вырастет. В условиях ограниченного бюджета и необходимости повышать качество работы с клиентами мотивация руководства – нормальное управленческое решение, резюмирует Левичев.

Тем не менее представитель «Почты России» признался «Ведомостям», что сотрудники отделений часто не справляются с наплывом клиентов и руководство отделения вынуждено подключаться к работе в операционном зале. Нередко причиной роста очередей становится слишком медленная работа сотрудников или их отсутствие на своих местах, чего, например, никогда не бывает в Сбербанке, отмечает Профатилов. Похоже, рядовым сотрудникам почты не хватает мотивации и новые KPI недостаточно мотивируют их на новые свершения, заключает эксперт.-