Как конкурент Uber – компания Lyft воспользовалась уходом Трэвиса Каланика

Она активно захватывает рынок и расширяется
Алексей Таранин
Алексей Таранин

Основатели Lyft Логан Грин и Джон Циммер недавно распространили среди своих сотрудников письмо, в котором – как будто совершенно искренне – призывали свою команду не злорадствовать по поводу тех бед, что постигли недавно Uber. Между тем повод для злорадства у Lyft все же есть, и компанию легко понять. Годами она вела ожесточенную и затратную борьбу с Uber. Конкуренты, оба из Сан-Франциско, наперегонки снижали тарифы, чтобы привлечь клиентов. Они переманивали друг у друга водителей, обещая более выгодные условия, и копировали новые функции сразу же, как только они появлялись в приложении конкурента.

Острая борьба

Lyft пока отстает от Uber по размеру, но всегда старалась создать репутацию компании, которая ведет себя порядочнее конкурента. Ее забавный розовый логотип контрастирует со строгой черно-белой эмблемой Uber. В ноябре, задолго до начала череды скандалов в Uber, Lyft запустила на телевидении серию рекламных роликов, в которых топ-менеджеры вымышленного конкурента плели интриги против Lyft, что было прямым намеком на Uber. Кроме того, в роликах высмеивались способы работы конкурента – в Uber водителям разрешалось принимать от пассажиров чаевые.

Но все эти методы борьбы выглядят несерьезными, если посмотреть на то, как боролась со своим конкурентом Uber. Так, в апреле этого года издание Information со ссылкой на источники сообщило, что компания Каланика следила за водителями Lyft c помощью программы Hell («Ад»). По данным издания, приложение использовалось в 2014–2016 гг. Программа создавала поддельные аккаунты пассажиров, чтобы отслеживать перемещения водителей Lyft. Делалось это с целью изучения предпочтений таксистов, чтобы потом предлагать им бонусы и тем самым поощрять их тратить больше времени именно на заказы Uber. Издание уточняло, что по крайней мере 60% водителей Lyft работало еще и на Uber. Согласно данным Information несколько человек в Uber, в том числе сам Каланик, знали о Hell. Но представитель Uber эту информацию изданию не прокомментировал.

Позиции бренда Lyft были уже очень сильны, когда в феврале в Uber начались неприятности. Одна из бывших сотрудниц Uber написала в блоге о сексуальных домогательствах и дискриминации, с которыми она столкнулась во время работы в компании. За этим последовали и другие проблемы, в том числе судебный спор с принадлежащей Alphabet компанией Waymo о правах на технологию самоуправляемых автомобилей и массовый исход из Uber топ-менеджеров, кульминацией которого стала отставка Каланика.

Выиграла гонку

Lyft всегда воспринималась в Uber как прямой конкурент, но эксперты много говорили о том, что ее модель отличалась от компании Каланика. Если Uber делает ставку на профессиональных водителей и роскошное обслуживание, то Lyft указывает, что она, по сути, не является транспортной компанией. Грин и Циммер неоднократно заявляли, что создали просто сообщество людей, которые помогают друг другу добраться в какой-либо пункт назначения. Даже девиз Lyft имеет социальный привкус: «Твой друг с машиной». Именно друг, а не профессиональный водитель. Тем не менее чиновники штата Калифорния отнесли обе компании к разряду «транспортных сетевых», не делая между ними различий.

И Uber, и Lyft пользовались у американцев популярностью. Но после череды скандалов в Uber компания Lyft, безусловно, оказалась в выигрыше. Ее доля на рынке США в 2017 г. неуклонно растет. По данным компании Second Measure, отслеживающей транзакции по кредитным картам в США, доля рынка Lyft выросла с 15,9% в декабре 2016 г. до 21,7% в мае 2017 г. А доля Uber за тот же период сократилась почти на 6 п. п. с 84,1 до 78,3%.

«Понятно, что все, что вносит сумятицу в деятельность Uber, оборачивается выигрышем для Lyft», – говорит партнер Greylock Саймон Ротман, один из первых индивидуальных инвесторов Lyft. В Uber не дали оперативного ответа на запрос.

Роботы вместо водителей

Несмотря на внешний политес, Lyft вовсю пользуется ситуацией, возникшей на рынке во время скандалов в Uber. Компания агрессивно привлекает новых водителей, говорят источники, знакомые с ситуацией. Кроме того, с начала года Lyft запустила свой сервис уже в 150 новых городах, намного опередив ранее заявленные темпы – 100 городов в течение всего года.

Пассажиров стало больше

70,4 млн поездок предоставила Lyft своим пассажирам за первые три месяца 2017 г., сообщили источники, близкие к компании. Это на 34% больше, чем в конце 2016 г., и на 142% больше, чем за аналогичный период прошлого года

Lyft также вошла в партнерство с Waymo для совместной работы над самоуправляемыми автомобилями и заключила сделку с бостонской компанией NuTonomy, которая является подразделением Массачусетского технологического института и специализируется именно на разработке программных решений для самоуправляемых транспортных средств и автономных мобильных роботов. Lyft заявляла, что видит в самоуправляемых автомобилях будущее таксомоторных перевозок и полагает, что уже в течение пяти следующих лет на поездки в роботизированных автомобилях будет приходиться более половины всех заказов компании на территории США.

Uber, правда, тоже испытывала роботомобили для перевозки рядовых граждан. В сентябре 2016 г. компания начала использовать такие машины для перевозки клиентов в Питсбурге, штат Пенсильвания, а затем в Темпе, штат Аризона.

Однако на пике последних скандальных событий в Uber в июне этого года Lyft подписала еще один контракт о совместной разработке технологии самоуправляемых автомобилей с Jaguar Land Rover, и британский автопроизводитель инвестировал в Lyft $25 млн. По условиям договора концерн предоставит Lyft для проведения тестов большой парк автомобилей. Руководство Jaguar Land Rover и не скрывает, что в обозримом будущем компания думает стать лидером рынка беспилотных автомобилей. Нынешние инвестиции в Lyft – лишь начало. Директор отдела транспортных услуг Jaguar Land Rover Inmotion рассказал, что концерн будет работать с Lyft над решениями для перевозок премиум-класса. Для Lyft контракт стал еще одним подтверждением поддержки со стороны автомобильной промышленности в ее конкуренции с Uber.

Большие планы

Во время последнего раунда финансирования в этом году Lyft привлекла $600 млн, и оценка стоимости компании достигла $7,5 млрд, что намного больше оценки предыдущего раунда, но ниже целевого уровня в $9 млрд, которого компания добивалась на переговорах по выкупу прошлым летом. Ранее Lyft собрала чуть больше $2 млрд венчурного финансирования. В последнем раунде финансирования участвовали государственный пенсионный фонд Канады PSP Investments, Alliance Bernstein, Baillie Gifford и KKR.

Имидж милосердного

Lyft старается избежать пересудов о том, что она якобы пользуется неудачами конкурента. В рекламе от выпадов в адрес Uber компания перешла к позитивному позиционированию собственного бренда. А основатели Lyft проповедуют деликатность. «Промахи нашего конкурента никоим образом не улучшают качество обслуживания наших клиентов», – написали они в своем обращении к сотрудникам Lyft.

Проблемы Uber и в самом деле помогли Lyft вырваться вперед – они благоприятно сказались на стоимости акций Lyft на вторичном рынке, говорит Кен Сойер, управляющий директор компании Saints Capital, которая покупает акции у венчурных фирм. «С начала года спрос на Lyft определенно вырос. И ее акции сейчас стоят дороже, чем когда все это началось», – добавляет Сойер. Его фирма не владеет ни акциями Lyft, ни акциями Uber.

Lyft пользуется благоприятным моментом, хоть и не трубит об этом, уверен Морган Хаузел, партнер в Collaborative Fund и один из первых инвесторов Lyft.

О том, как сама Lyft воспринимает свои успехи, говорит одна из последних записей в блоге компании: «Мы продолжаем фокусироваться на людях, которые стоят за нашим бизнесом, заботясь о водителях, пассажирах и сотрудниках компании. У нас на горизонте большие планы. И мы будем и дальше инвестировать в новые технологии и привлекательность наших услуг, чтобы накопить опыт, который понравится и нашим пассажирам, и нашим водителям».

Использованы материалы WSJ