Как предприниматель из Санкт-Петербурга сделал робота для автоматизации массового рекрутинга

Новинкой уже интересуются крупные компании
У Владимира Свешникова родилась идея сделать программу-робота, которая обзванивает кандидатов/ Евгений Разумный/ Ведомости

Как рассказал Свешников, основная часть крупных клиентов пришла по рекомендациям. Директор по персоналу PepsiCo Наталья Симбаева рассказала про робота Веру на конференции Avito, потому что Вера в тот момент тестировалась в PepsiCo. И роботом заинтересовалась Kelly Services.

«Эльдорадо» и Альфа-банк сейчас на этапе тестирования. IBS, «М.видео», МТС, Kelly Services, «Алиди», КДВ и PepsiCo купили первые пакеты откликов. Один крупный клиент приносит в месяц примерно 100 000 руб., и таких уже около 20. Минимальный пакет стоит 7500 руб. (50 откликов), его хватает для закрытия одной-двух вакансий. Максимальный пакет – 450 000 руб. (5000 откликов).

«Добрый день, меня зовут Вера, я – робот, звоню по поводу работы». Услышав это в телефонной трубке, немногие прервут разговор. «Робот Вера» – сервис для подбора массового персонала, его придумал 27-летний предприниматель Владимир Свешников, основатель компании «Стафори».

Будущий предприниматель приехал в Санкт-Петербург в 2006 г. с Дальнего Востока. Получил диплом юриста в Финансово-экономическом университете и еще на четвертом курсе вместе со своим одногруппником Антоном Амосовым стал работать в компании «Смит Бридж», которая оформляла документы экспатам. Вскоре приятели поняли, что могут все делать сами. В 2009 г. они организовали компанию «Ферст стрит», которая занималась оформлением неквалифицированного персонала из СНГ. Позже они занялись аутсорсингом персонала, и к 2012 г. у них было два крупных клиента – сеть магазинов «Здоровый малыш» и «Дикси». Годовой оборот «Ферст стрит» составил 30 млн руб. в год, а в 2013 г. – 50 млн. Но вскоре Свешников понял, что не видит себя в аутсорсинге и хочет сделать технологический стартап.

Здравая идея

На «Бизнес ФМ» Свешников случайно услышал о компании «Толлентори» – интернет-площадке, или маркет-плейсе, на которой находят друг друга работодатели и рекрутеры, а она зарабатывает на комиссиях.

Предприниматель решил применить эту идею для массового рекрутинга. Партнером по стартапу стал Александр Ураксин, работавший в кадровом агентстве «Акмэ». Для разработки сайта пригласили программиста, вложили в дело 500 000 руб., и через год сайт был готов. Разработчику отдали 10% компании. Одновременно Свешников стал сам изучать программирование.

В мае 2015 г. новый стартап «Стафори» подал первую заявку во ФРИИ. И запустил на новом сайте массовый и индивидуальный рекрутинг, разместив рекламу в «Яндекс.Директе». Но в акселератор ФРИИ так и не попал – не смог предъявить выручку. Хотя идею оценили как «вполне здравую», но ее надо было подтвердить.

Поначалу ничего не получалось. «Мы готовы были все бросить, но я уже много времени посвятил программированию и не хотелось уходить из IT», – говорит Свешников. И они продолжали экспериментировать с сайтом, вложив в него 1,1 млн руб. С августа 2015 г. наконец пошли заказы, и к ноябрю им удалось заработать почти 100 000 руб. Тогда партнеры подали вторую заявку в акселератор ФРИИ, и их туда взяли. Вскоре три большие московские аутсорсинговые компании – «Альфа стафф», «Мастер стафф» и «СТС-групп» стали их клиентами, и к июню 2016 г. выручка выросла до 500 000 руб. ФРИИ инвестировал в «Стафори» 15 млн руб., получив в результате долю в 29%.

Люди-роботы

В июне к Свешникову обратились «Юлмарт» и магазин автозапчастей «Армтек». Одновременно на рынке появились конкуренты: HeadHunter открыл площадку «HR-спейс», а компания JungleJobs запустила площадку «Джубер». И вот когда «Юлмарту» потребовалось закрыть 200 вакансий кладовщиков, рекрутеров на всех не хватило, и Свешников с партнером сами взялись за обзвон. И поняли, что простые вопросы кандидатам в кладовщики может задавать обычный оператор. Они наняли для обзвона восемь человек.

Но люди плохо выдерживают однообразное общение и через некоторое время начинают общаться как роботы. Так у Свешникова появилась идея сделать программу-робота, которая может найти резюме, позвонить, узнать, нужна ли работа, и запомнить ответ.

В сентябре 2016 г. Свешников заинтересовался нейронными сетями – на Amazon, Google и «Яндексе» они есть в открытом доступе. И Свешников стал экспериментировать с нейронными сетями Yandex SpeechKit. Он подключил программу синтеза и распознавания речи к IP-телефонии, добавил автоматический поиск резюме, разработал сценарии диалога. После чего 100 звонков сделали операторы, а 100 – робот, и в обоих случаях было 20 откликов. Обзвон на маркет-плейсе также перевели на робота. Клиенты, впрочем, об этом не знали.

Осенью 2016 г. у компании было пять крупных заказчиков массового персонала на интернет-площадке. И Вера работала там вместо рекрутеров. Средняя выручка «Стафори» составляла тогда 500 000–600 000 руб. в месяц. В конце 2016 г. на площадку начали приходить заказчики с точечными заявками, и робот Вера стала работать с ведущими инженерами и IT-менеджерами вместо рекрутеров – но только на первом этапе. Сначала вопросы задавала Вера, а потом рекрутеры.

Собеседование с Верой

Робот Вера научилась проводить с кандидатом видеоинтервью. Она спрашивает имя у кандидата и переспрашивает, правильно ли она поняла. Задает вопрос о стаже работы. Разговор записывается, и кандидата можно заранее, еще до собеседования, посмотреть – как он реагирует и общается.

Тогда же у Свешникова возникла идея сделать для робота Веры интерфейс и продавать его как продукт. Начали с продажи недорогих пакетов – 400 звонков Веры за 450 руб. Человек делает 100 звонков за два дня, робот – за 30 минут. Вскоре партнеры поняли, что самое важное для клиента – те 20 человек, которые сказали да. А сколько сделано звонков – не важно. Продуктом должны были стать именно отклики, а не сам робот.

Впоследствии Вере добавили е-mail-рассылку вакансий для тех, кто не хочет разговаривать с роботом. Недавно Вера стала проводить с откликнувшимися кандидатами видеоинтервью.

Крупные клиенты

В этом году роботом Верой заинтересовались несколько крупных компаний. Потенциальным клиентам сначала предлагается бесплатное тестирование Веры на подборе трех вакансий, 70% после этого покупают продукт. По словам Свешникова, ФРИИ рекомендовал их компании МТС. Тестирование запустили в декабре и получили отклики по трем вакансиям в трех регионах. С начала 2017 г. от МТС поступают регулярные заказы на подбор операторов колл-центра и менеджеров по продажам.

Первые контракты были заключены в марте – апреле этого года с холдингом КДВ, «Алиди» и МТС. Группа компаний «Алиди» занимается дистрибуцией и логистикой в России, Казахстане и Белоруссии, у нее 6000 сотрудников. По словам руководителя рекрутингового центра «Алиди» Ирины Коршуновой, о роботе Вере они узнали из СМИ и пока ограничились пакетом за 70 000 руб. Компания тестирует технологию, чтобы понять, на каких вакансиях ее лучше использовать.

Директор дивизиона HR-реше­ний IBS Дмитрий Прохоренко говорит, что его компания подбирает массовый персонал для своих клиентов с использованием самых разных технологий. Одна из них – робот Вера, и впечатления от нее превзошли ожидания. Но основным источником привлечения Вера не станет – здесь иллюзий нет, считает Прохоренко. Не всем нравится говорить с роботом, еще не отработан диалог и проч.

А директор программы цифрового найма IBS Тарас Полищук оценил эффективность Веры в пересчете на одного оформленного кандидата, а не на откликнувшегося с первого раза. И робот оказался сопоставим или чуть дешевле ручного подбора. Отбирая резюме по базовым параметрам, Вера звонит почти всем, а рекрутер ищет. Рекрутер ищет более целенаправленно, делая намного меньше звонков, и финальная стадия достигается им намного быстрее.

Смелые планы

К апрелю этого года штат «Стафори» вырос до 20 сотрудников. В феврале выручка составила 90 000 руб., а в мае – уже более 1 млн. В июне «Стафори»рассчитывает заработать 2 млн руб.

Андрей Крылов, генеральный директор компании «Скиллаз», у которой автодозвон – только один из сервисов, сказал, что в Вере он не видит особой инновации, а робота рассматривает как удачную упаковку.

По мнению инвестиционного менеджера ФРИИ Никиты Юрьева, в настоящий момент технологии в сфере автоматизированного подбора персонала (HR-Tech) не настолько распространены, чтобы говорить об устоявшемся рынке с каким-то балансом спроса и предложения и оборотом. Потенциальный спрос на технологии подбора в России эксперт оценивает в 16 млрд руб., удовлетворяется он примерно на 1 млрд руб. То есть конкуренции на нем практически нет и все компании смогут заработать.