Стартапы занялись медициной для бедных в Африке
Как инновации помогают сделать медицину доступной – и заработать на нейДоступ к медицине в Африке и Азии ограничен из-за многих проблем – от высокой стоимости лекарств и услуг до нехватки надежного оборудования. Но некоторые компании и благотворительные организации с помощью инновационных подходов пытаются преодолеть эти сложности.
Наборы для родов
Власти Индии хотят, чтобы беременные женщины рожали в клиниках, а не дома. Но из-за плохой гигиены в медицинских центрах женщины рискуют подхватить инфекцию. Поэтому компания Ayzh разработала и продает клиникам недорогой «набор для чистых родов». «Людей призывают рожать в клиниках, но при этом не увеличивают мощности, и в первую очередь это сказывается на гигиене, – говорит основательница Ayzh Зубайда Бай. – Наш набор помогает изменить поведение людей, позволяя рожать в правильном месте, и обладает правильной ценой».
В прошлом году продажи Ayzh составили около $500 000. Теперь Бай планирует расширить бизнес, выйдя на рынки Восточной Африки и расширив линейку продуктов. «Мы создаем бренд, охватывающий весь жизненный цикл», – утверждает она. Но для этого Ayzh необходимо изменить бизнес-модель – перейти от прямых продаж к работе через франшизы. Компания намерена достичь безубыточности в течение четырех лет.
Оптовые закупки лекарств
В Африке не только одни из самых бедных стран, но и одна из самых дорогих медицин в мире. Отчасти это связано с неэффективными цепочками поставок. Обычно каждый госпиталь самостоятельно закупает лекарства небольшими и нерегулярными партиями. Но из-за плохого управления запасами у их лекарств может истечь срок годности.
«Их работа – предоставлять медицинские услуги. Поэтому мы решили посмотреть, как можно централизовать закупки», – говорит сооснователь mPharma Грегори Роксон. Его компания помогает частным госпиталям и страховым компаниям экономить, закупая лекарства оптом. На это Роксона вдохновила инициатива фонда Clinton Foundation по расширению доступа к услугам здравоохранения (Clinton Health Access Initiative), разработавшая похожие системы закупок и управления запасами лекарств в бедных странах.
Инвестиции фондов
Открывающимися в Африке возможностями пользуются фонды прямых инвестиций. Нидерландская управляющая компания Investment Funds for Health in Africa со $170 млн активов инвестировала в 12 компаний в таких областях, как производство и дистрибуция медицинского оборудования и лечение, а также в 40 поликлиник и три частных больницы в странах от Нигерии до ЮАР.
Другой фонд прямых инвестиций – Leapfrog Investments с активами под управлением в $1 млрд, ранее работавший в страховом секторе, тоже начал заниматься инвестициями в здравоохранение. Из 17 компаний в его портфеле восемь так или иначе связаны с этим сектором, включая шведскую Bima, которая продает по телефону микрополисы медицинского страхования в четырех африканских странах. Bima также организует простые врачебные консультации и при необходимости сводит пациентов со специалистами.
Leapfrog недавно продал за $22 млн долю в кенийской лаборатории Goodlife Pharmacies, которая делает несложные анализы. С тех пор как фонд приобрел долю в прошлом году, сеть выросла с 19 до 30 отделений и намерена к концу года довести их число до 40.
Тем не менее пока бизнес трудно назвать масштабным. В 2016 г. британский стартап Babylon, который недавно привлек дополнительные $60 млн для разработки «доктора с искусственным интеллектом», стал предоставлять телемедицинские консультации 12 млн жителей Руанды. Число обращений велико, однако ВВП на душу населения в стране составляет всего $1760 по паритету покупательной способности, поэтому ожидать выхода в прибыль Babylon в ближайшем времени не приходится.
Компания mPharma работает в Гане, Нигерии и Замбии, а также предлагает клиникам финансирование и собирает данные об использовании лекарств. До сих пор она была сосредоточена на лекарствах от диабета, гипертонии и глаукомы. По оценкам Роксона, его организация помогла снизить стоимость медицинских услуг в среднем на 30% примерно для 10 000 пациентов.
Гуманитарные поставки
В Замбии у многих сельских жителей нет доступа к отпускаемым без рецепта лекарствам, сеткам против малярийных комаров и таким продуктам, как мыло, презервативы и гигиенические прокладки. Поэтому гуманитарная организация CARE International создала Live Well. Это сеть из 300 местных предпринимателей, которых она обучила и которым она поставляет эти товары, а они продают их по низким ценам примерно 45 000 покупателей в месяц. Похожие системы существуют в других странах Африки и в Бангладеш. «Это новый, более надежный способ оказывать социальное воздействие, улучшая здоровье и жизнь людей», – говорит Том Сешнс, отвечающий за стратегические партнерства в CARE.
Live Well поддерживают как местные предприятия, так и банк Barclays, обучающий предпринимателей основам бизнеса. Также фармацевтическая компания GlaxoSmithKline (GSK) предоставляет ряд своих товаров по низким ценам. У GSK есть приоритетное право на поставки. Но, как отмечает Сешнс, Live Well может найти более качественный продукт или более выгодные цены у других поставщиков. «Если вы работаете только с одной компанией и продаете только ее продукты, не прибегая к диверсификации, это ненадежно», – считает он.
Услуги медсестер
Доктору из ЮАР Яну Бартону было неловко оттого, что ему приходится взимать высокую плату за консультацию пациентов по поводу простых проблем. Он был уверен, что сделать первую медицинскую помощь более доступной можно с помощью квалифицированных медсестер, которые бы лечили по приемлемым ценам несложные заболевания у 40 млн жителей ЮАР, не имеющих медицинской страховки.
Поэтому Бартон основал компанию Unjani, в которой работает более 100 человек в 31 клинике. Квалифицированные медсестры, имеющие право распространять лекарства, взимают примерно по $14 за лечение, включая постановку диагноза и основные лекарства. У Unjani было около 260 000 пациентов за последние три года, что снижает нагрузку на бесплатные государственные клиники, испытывающие нехватку сотрудников.
«Наше правительство уверено, что первая медицинская помощь должна быть бесплатной, но это недостижимо из-за нехватки ресурсов, – утверждает гендиректор Unjani Линда Тусен. – Мы просто предоставили пациентам выбор. Если у них есть деньги, они могут воспользоваться нашими услугами, уступая места в бесплатных клиниках безработным. Если же нет, то они могут продолжать пользоваться государственными клиниками».
С низкого старта
В докладе 2012 г. Международная финансовая корпорация (IFC) прогнозировала, что рынок услуг в области здравоохранения в странах Африки южнее Сахары к 2016 г. вырастет более чем вдвое до $35 млрд. А за десятилетие по 2022 г., оценивала IFC, потребуется $25–30 млрд инвестиций в одни только материальные активы, включая больницы и поликлиники.
Расходы на здоровье
6,1% среднедушевых расходов на медицину в США тратят жители ЮАР за год, это самый высокий показатель в странах Африки, расположенных южнее пустыни Сахары, по данным Всемирной организации здравоохранения. На 2-м месте по среднедушевым расходам на медицину находится Намибия (5,3% от уровня США), на 3-м – Ботсвана (4,1% от уровня США)
Аналитики недооценивают медицинские потребности континента, уверен Фарид Фезуа, возглавляющий GE Healthcare Africa, региональное подразделение медицинского оборудования General Electric (GE). «Когда мы пришли в Африку пять лет назад, люди нам говорили: Африка – место прежде всего инфекционных заболеваний, а все ваше оборудование – для выявления неинфекционных. Но эта ситуация быстро меняется», – говорит Фезуа.
По мере роста уровня жизни и отступления, пусть медленного, таких проблем, как ВИЧ-инфекция, растет число болезней, характерных для более развитого и состоятельного общества, включая диабет, сердечно-сосудистые заболевания, рак. По прогнозу Всемирной организации здравоохранения, к 2030 г. только от рака в Африке будет умирать около 1 млн человек в год.
В странах континента происходит урбанизация, меняется картина заболеваний, все больше людей способны платить за медобслуживание или покупать медстраховку. Частные компании видят в этом возможности для развития бизнеса.
Перевели Алексей Невельский и Михаил Оверченко