Женщины-гендиректора зарабатывают больше мужчин
The Wall Street Journal проанализировала вознаграждения топ-менеджеров компаний S&P 500Женщины во главе крупнейших корпораций США зарабатывают больше, чем мужчины, на протяжении шести из семи последних лет, однако с 2014 г. разрыв начал сокращаться. Это объясняется несколькими причинами, в том числе хорошими финансовыми результатами возглавляемых женщинами компаний в последние годы, а также тем, что некоторые женщины-руководители успешно проводят в компаниях жесткие реформы. Медианное вознаграждение 21 женщины-руководителя в 2016 г. составило $13,8 млн против $11,6 млн для 382 директоров-мужчин. В расчет брались выплаты только директорам, занимавшим свою должность на протяжении полного года. До вершин карьерной лестницы добираются очень немногие женщины. Те, кому это удается, – суперзвезды, преодолевшие множество препятствий на пути к руководству компанией из S&P 500, говорят эксперты.
Общее количество женщин, занимающих высшие руководящие посты в компаниях из S&P 500, остается практически неизменным за все годы исследований и в 2016 г. составляло 28, включая семь женщин-руководителей, в прошлом году ушедших в отставку или пришедших на эту должность и не проработавших полного года. Это примерно 5% от общего числа гендиректоров. Однако впервые за 28-летнюю историю исследований WSJ в 2016 г. в десятку самых высокооплачиваемых топ-менеджеров во всей выборке попали три женщины: Мег Уитман из Hewlett Packard Enterprise, Вирджиния Рометти из International Business Machines (IBM) и Индра Нуйи из PepsiCo.
Большинство женщин – генеральных директоров построили свою карьеру внутри компании, а не пришли на руководящую позицию извне. «Эти женщины должны быть исключительными», – считает президент Institute for Women’s Policy Research Хайди Хартман, потому что такое мало кому удается.
Медианная доходность для акционеров компаний, возглавляемых женщинами, в 2016 г. составила 18,4% против 15,7% для компаний под руководством мужчин. Акционеры получали большую доходность от компаний, которыми руководят женщины, в течение трех из пяти последних лет. Общая доходность для акционеров включает в себя выплаты дивидендов и прирост стоимости акций.
Больше прибыли
40% такая максимальная медианная доходность для акционеров компаний, возглавляемых женщинами-гендиректорами, была зафиксирована в 2013 г. С 2010 г. компании под руководством женщин зарабатывали для акционеров больше, чем компании под управлением мужчин, за исключением 2012 и 2015 гг.
Уитман из HP Enterprise, отчитавшейся о совокупной доходности примерно 55%, заработала $35,6 млн за финансовый год, закончившийся 31 октября 2016 г. Это вдвое больше, чем $17,1 млн, которые она получила в 2015 г., когда руководила еще единой компанией Hewlett-Packard. Последние выплаты Уитман включали в себя специальный грант в виде акций, привязанный к дебюту на рынке HP Enterprise. Если не брать в расчет эту единовременную выплату, плановое вознаграждение Уитман не менялось на протяжении трех лет, сообщила представитель компании.
Самая низкая доходность для акционеров среди компаний, управляемых женщинами, оказалась у фармацевтической компании Mylan – минус 29%. Компания пострадала из-за скандала вокруг завышения цен на препарат EpiPen. Ее гендиректор Хитер Бреш в 2016 г. заработала $13,8 млн против $18,9 млн годом ранее.
«Мы придаем особое значение переменному вознаграждению, зависящему от эффективности», – говорилось в сообщении для акционеров Mylan. На переменную часть пришлось примерно две трети выплат Бреш в 2016 г. Кроме того, директора ссылались на рост стоимости акций компании за последние 5, 10 и 15 лет. В Mylan отказались от дальнейших комментариев.
Некоторые женщины-директора получили солидное вознаграждение за попытки реформировать компанию. «Гендиректор, осуществляющий преобразования, всегда получает больше, потому что реформы – это тяжело», – говорит управляющий директор консалтинговой компании Pearl Meyer Ян Коорс.
По мере роста вознаграждений некоторые гендиректора становятся объектом пристального внимания со стороны акционеров. Например, Рометти из IBM пытается компенсировать убытки от старых направлений бизнеса за счет новых направлений, но выручка IBM падает уже 20 кварталов подряд. В прошлом году Рометти заработала $32,7 млн, годом ранее – $19,8 млн. Ее вознаграждение в 2016 г. включало опцион на 1,5 млн акций, но она не может воспользоваться им в полной мере, если котировки IBM не вырастут на 25%.
Многие акционеры IBM считают, что Рометти платят слишком много. На ежегодном собрании акционеров компании этой весной 46% проголосовавших высказались против существующего порядка выплаты вознаграждений топ-менеджерам. Это самый высокий процент за всю историю проведения в IBM таких опросов (с 2011 г.).
Перевела Надежда Беличенко