Ни один российский вуз не попал в список инновационных университетов Европы
Но качество отечественных разработок тут ни при чемИсследователи особо отметили высокий уровень российских инновационных разработок. Но попутно выяснили, что команды российских проектов часто не умеют работать с венчурными фондами и не могут вывести свои разработки на рынок. Кроме того, студенты, которые эти инновации разрабатывают, далеко не всегда оправдывают ожидания работодателей и, как результат, почти никогда не устраиваются в компанию, для которой создавали проект. Талантливый выпускник остается без работы и не может дальше реализовать свой потенциал.
Сами вузы говорят, что благодаря инновационным центрам университетам удалось наладить сотрудничество с крупными компаниями и совместно готовить будущих специалистов, хотя и без гарантии трудоустройства. Это первый шаг. Проректор Академии труда и социальных отношений РАНХиГС Александр Сафонов отмечает, что вуз априори не может готовить стопроцентно пригодного специалиста для работодателя, так как не обладает производственной базой и знанием о построении технологического процесса на конкретном предприятии. По словам Сафонова, в советские времена проблему решали с помощью специальных высших технических учебных заведений (втузов), которые создавались на базе промышленных производств.
Успешное сотрудничество
В Высшей школе экономики в 2014 г. был открыт факультет компьютерных наук, который создан и работает совместно с «Яндексом», рассказывает директор дирекции по развитию студенческого потенциала НИУ ВШЭ Павел Здоровцев. «Яндекс» участвует в учебном процессе и привлекает студентов в свои проекты, внимательно присматриваясь к ним с самого первого курса.
Сейчас один из проверенных способов сотрудничества университетов и работодателей – создание в стенах вуза базовых кафедр компаний. Так, например, в Петербургском университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) насчитывается почти два десятка базовых кафедр, открытых разными работодателями: кафедра прикладного программирования и технологических инноваций, созданная совместно с самарской компанией «Открытый код», кафедра информационных систем и технологий в высокотехнологичном бизнесе, организованная совместно с Институтом инновационных технологий бизнеса, базовая кафедра интегрированных систем технической подготовки производства, открытая компанией «Техприбор». Вуз активно сотрудничает с такими компаниями, как «Яндекс», Mail.ru, Acronis и DataArt. В пресс-службе рассказали, что университет сам по результатам учебы отбирает лучших студентов и в конце третьего курса на деньги компании для них создается специальный учебный план. Большинство этих студентов по окончании вуза идут работать в компании, которые спонсировали их обучение.
Если у человека большой потенциал, он хорошо учился и успешно работал в вузовском инновационном центре, то его охотно возьмут на работу в любую компанию, уверяют во всех опрошенных «Ведомостями» вузах. Директор Центра карьеры МИСиСа Наталья Максимова рассказывает, что получает по нескольку запросов в день от больших компаний, которые охотятся за талантливыми студентами вуза. Недавно, например, студентами интересовались UC Rusal и «Дикси», которые искали работников разных технических специальностей и аналитиков. Компании знают, что из стен МИСиСа выходят хорошие аналитики, так как в вузе сильная математическая школа. Однако, добавляет она, многое зависит от самого выпускника: в головные офисы компаний нужны ребята со средним баллом в дипломе не ниже 4,5, хорошим английским и навыком ведения переговоров.