41% офисных работников отмечают рост числа фрилансеров в России

Для работодателей это дешевая рабочая сила
Полностью заменить штатных сотрудников фрилансеры не могут, потому что им сложно решать оперативные задачи
Полностью заменить штатных сотрудников фрилансеры не могут, потому что им сложно решать оперативные задачи / PhotoXpress

Количество предложений на рынке фриланса выросло, когда компании начали массово сокращать персонал, констатирует гендиректор интернет-ресурса для фрилансеров FL.ru Владимир Тарханов. Дальше компании продолжали работать над оптимизацией расходов и поняли, что нанимать фрилансеров дешевле, чем держать в штате постоянных работников, говорит он. Сторонних сотрудников и в самом деле привлекают, чтобы сократить расходы на аренду помещений, страховку и зарплаты, а также чтобы урезать бюджет и сроки проектов, подтверждает операционный директор HR-агентства Penny Lane Personnel Татьяна Курантова. Она добавляет, что услуги фрилансеров привлекательны для работодателей, когда нужно выполнить разовую или проектную работу, например, сделать под ключ интернет-магазин.

Директор брендингового агентства Pavlov’s Design Олег Павлов рассказывает, что для его компании удобно привлекать фрилансеров на проектную работу. Ему нравится, что на этом рынке большой выбор узких специалистов и удобно рассчитывать объемы и стоимость работ на начальном этапе. А в агентстве Saatchi & Saatchi необходимость во фрилансерах появляется, когда штатные дизайнеры уходят в отпуск или когда поступает крупный заказ от клиента, рассказывала ранее «Ведомостям» директор по кадрам компании Наталья Давыдова. Она особо отметила адекватность финансовых аппетитов фрилансеров. По сути, им не нужно переплачивать, ведь на рынке большая конкуренция.

Опасные сотрудники

20% работодателей пока готовы увеличить число сотрудников-фрилансеров, показало исследование компании Penny Lane Personnel. Работодатели боятся срыва дедлайнов, выгорания фрилансеров из-за высоких нагрузок и некачественного выполнения работ

Наиболее востребованы фрилансеры в IT-сфере, маркетинге, продвижении товаров и услуг, дизайне, рекламе, продажах, рекрутменте, консалтинге, бухгалтерии, проектировании и строительстве. Сторонних сотрудников охотно привлекают к своим проектам малые и средние предприятия, в основном из крупных городов. Сами же фрилансеры по статистике Freelancehunt.com чаще всего предлагают себя в таких сферах, как дизайн, программирование и работа с текстами. В этих же сферах они больше всего зарабатывают. На самые большие суммы, как свидетельствуют исследования Freelancehunt.com, претендуют программисты.

Однако крупные компании не любят связываться с фрилансерами, говорит Анастасия Овчаренко, руководитель департамента по подбору персонала для рынка IT и вещания агентства «Контакт». Фрилансеров сложнее контролировать, кроме того, возрастает вероятность срывов дедлайнов по проектам. При необходимости выполнить какую-то разовую работу крупные компании обращаются только к тем подрядчикам, чья репутация на рынке уже сложилась.

Полностью заменить штатных сотрудников фрилансеры не могут, потому что им сложно решать оперативные задачи, которые надо выполнить в режиме «здесь и сейчас», отмечает Павлов. Кроме того, в работе с фрилансерами неизбежно возникают проблемы: они не всегда соблюдают сроки и порой не укладываются в бюджеты, говорит он.