Российский бизнес инвестирует в образовательные стартапы

Цель в том, чтобы обеспечить себя кадрами в будущем
Вместе с Солониным партнеры консорциума хотят развивать дистанционное обучение, внедрять в образовательный процесс игровые технологии и разрабатывать новаторские методики обучения
Вместе с Солониным партнеры консорциума хотят развивать дистанционное обучение, внедрять в образовательный процесс игровые технологии и разрабатывать новаторские методики обучения / Евгений Разумный / Ведомости

В начале февраля Сергей Солонин стал партнером консорциума независимых учебных заведений, в который входят Британская высшая школа дизайна (БВШД), Московская школа кино, Школа компьютерных технологий Scream School и Архитектурная школа МАРШ. Как пояснил представитель БВШД, доля Солонина в консорциуме составляет 20%. Это не первый проект, в который вкладывается бизнесмен. До этого он заключил аналогичное соглашение с школой креативного мышления ИКРА и учредил Центр содействия инновациям в образовании. Представитель Qiwi сообщил, что все инвестиции Солонина в образовательную деятельность составляют несколько сотен миллионов рублей.

Вместе с Солониным партнеры консорциума хотят развивать дистанционное обучение, внедрять в образовательный процесс игровые технологии и разрабатывать новаторские методики обучения профессиям будущего – на стыке науки, технологий и творчества, рассказал Солонин «Ведомостям». Речь идет, например, о таких методиках, как игры-воркшопы. БВШД надеется, что новый партнер поможет привлечь к разработке учебных заданий для студентов представителей бизнеса. Солонин рассчитывает, что за три года число студентов увеличится в 2–3 раза (сейчас их 3200). Он заявил, что вкладываться в образование намерен и дальше.

Не успели перевести с английского

Специалисты по майнд-фитнесу занимаются разработкой программ для развития индивидуальных когнитивных навыков человека, разъясняет БВШД. Сайенс-художник в творческой практике использует научные данные и знания. Научное творчество (Science art) поддерживается авторитетными учебными заведениями – например, в Mассачусетском технологическом институте существует центр науки, искусства и технологии.

Сегодня человеческий капитал является важнейшим (а на самом деле – единственным) ресурсом развития бизнеса, замечает вице-президент НИУ ВШЭ Игорь Агамирзян. Осенью прошлого года АФК «Система» через венчурный фонд Sistema VC инвестировала $2,5 млн в образовательный IT-стартап MEL Science, который разрабатывает продукты для самостоятельного изучения школьниками естественных наук. В конце прошлого года также стало известно, что Аркадий Ротенберг, совладелец издательства «Просвещение», вложит в акселератор образовательных стартапов до 3 млрд руб. Отбором стартапов займется Фонд развития интернет-инициатив. На инвестиции смогут рассчитывать стартапы, занимающиеся электронным образованием, разработкой онлайновых курсов, образовательной робототехникой и технологиями виртуальной и дополненной реальности.

Во всем мире образование становится нетрадиционным, рассуждает проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов: подготовкой кадров сегодня занимаются не только вузы, но и работодатели. Например, в США прирост рабочих мест происходит за счет весьма востребованных новых профессий, которых 5–7 лет назад еще не существовало. Компании ищут специалистов по финансовым технологиям, оптимизации сайтов и продвижению в социальных сетях, работе с большими данными и т. д. Российские же работодатели вкладываются в образовательные стартапы, чтобы в перспективе решать кадровые проблемы, говорит Мясоедов. Например, Qiwi нужны специалисты в сфере digital. Компаниям важна репутация технологических новаторов, говорит эксперт.