Топ-менеджеры и банковские служащие – самые уязвимые на рынке труда – HeadHunter
Работники спортклубов, салонов красоты, фармацевты и консультанты уверены, что без работы не останутсяДо конца 2014 г. Кирилл Титов работал в Новосибирске в нескольких банках и всегда занимал руководящие должности. Он возглавлял подразделение POS-кредитования и был менеджером по развитию бизнеса. Но потом решил переехать в Москву и искать новую работу. Устроиться в банк он не пытался – уже тогда в отрасли начались сокращения. Сначала Титов нашел работу директора по региональному развитию в IT-компании, а через полтора года перешел руководителем отдела продаж в небольшую фирму, которая специализировалась на социометрических методах оценки персонала. В январе этого года Титов получил предложение стать директором по развитию бизнеса одного из микрофинансовых стартапов с окладом в полтора раза больше, чем на предыдущем месте работы. Возвращаться в банковскую отрасль он не планирует: после массовых сокращений банки ужали штатные расписания. Вакансий стало меньше, а опытных специалистов много – их зарплата упала почти на треть, объясняет Титов.
Служба исследований HeadHunter опросила 19 844 соискателя (находящихся в пассивном и активном поиске работы), чтобы выяснить настроения работников в I квартале 2017 г. Всего в выборку попало 27 направлений деятельности. Настроение респондентов оценивалось по пяти параметрам – ощущению стабильности на нынешнем месте работы (чувствуют ли респонденты угрозу увольнения), трудности поиска новой работы, критичности поиска, готовности снизить зарплатные ожидания и шансам найти работу в ближайшей перспективе.
В целом наиболее благополучными себя чувствуют работники спортклубов, салонов красоты, продавцы, медики, фармацевты и консультанты, а также занятые в гостиничном, ресторанном и туристическом бизнесе. А самыми уязвимыми – менеджеры высшего звена, банковские служащие, специалисты по безопасности и мастера по обслуживанию оборудования. Наиболее пессимистичны москвичи, жители Подмосковья и Урала. Наибольшие оптимисты – жители Дальнего Востока.
Страх увольнений. Меньше других боятся увольнений сотрудники некоммерческих организаций, спортивных клубов и салонов красоты. Уверены в будущем работники ресторанов, гостиниц, медицинской и фармацевтической отраслей, а также консультанты. Больше всего опасаются потерять место сотрудники банков, логистических и транспортных компаний.
Готовность снизить зарплатные ожидания. Меньше всего склонны к компромиссу медики, фармацевты, работники спортклубов, а также специалисты, занятые на производстве или в сбыте. А наибольшую гибкость проявляют начинающие специалисты и мастера по обслуживанию и наладке оборудования.
Топ-менеджеры. Топ-менеджеры чувствуют себя неуверенно, и этому есть причина: после закрытия многих компаний директора остались без работы, а требования нанимателей стали строже. До сих пор для российских собственников и зарубежных инвесторов самыми важными были темпы роста компаний, рассуждает директор Российского института директоров Игорь Беликов. Сейчас рынки стагнируют и владельцы компаний требуют от руководителей повышения прибыльности бизнеса за счет снижения затрат и использования новых технологий и методик, например максимизации кумулятивной маржи. Акционеры ждут, что менеджер будет обладать системным мышлением, умением поощрять необычные взгляды и идеи, эффективно управлять командами, внедрять инновации, сможет вывести компанию на глобальные рынки. Это работа сложная, непривычная для большинства руководителей и не обещающая быстрой отдачи, поэтому вести диалог с собственниками сложно и рассчитывать на большое повышение вознаграждения в ближайшем будущем не приходится, отмечает эксперт.
В динамике
29% респондентов в I квартале 2017 г. не уверены, что смогут найти работу в течение трех месяцев. Это чуть лучше, чем в I квартале 2016 г. (30%), но хуже, нежели в тот же период 2015 г. (18%)
45% респондентов в I квартале 2017 г. готовы снизить зарплатные ожидания. Годом ранее число конформистов было выше – 48%, а в самом благополучном I квартале 2015 г. – лишь 41%
Ресторанные служащие. Ресторанный рынок избавляется от неспециалистов, рассуждает исполнительный директор консалтинговой компании Restconsult Сергей Миронов. В Москве, говорит он, несколько десятков тысяч людей заняты в сегменте общественного питания, но профильное ресторанное образование имеют единицы, большинство – либо подрабатывающие студенты, либо специалисты из других отраслей, которые познают азы ресторанного бизнеса. До сих пор, не имея специального высшего образования, люди дорастали до таких должностей, как шеф-повар и директор по маркетингу. Но уже с прошлого года ситуация на рынке труда начала меняться, говорит Миронов. Себестоимость продуктов растет, а продажная цена, напротив, падает – ресторанам нужны специалисты, которые смогут увеличивать продажи, оптимизировать затраты на персонал, снижать издержки. Требуются менеджеры с экономическим и маркетинговым образованием, а также опытные тренеры-психологи для обучения обслуживающего персонала – барменов, официантов, менеджеров зала. Соискатели с профильным образованием чувствуют эту востребованность – отсюда оптимизм, поясняет эксперт.
Медработники. В медицинской отрасли воцарилось спокойствие: сокращения закончились, а лекарства и медицина нужны людям всегда независимо от кризиса, замечает директор Центра развития здравоохранения Московского городского университета управления правительства Москвы Константин Царанов.
Консультанты. Консалтинг, как и медицинские услуги, востребован и в благополучные времена, и в кризис. Меняются лишь запросы клиентов. Пару лет назад мы концентрировались на оптимизации базовых процессов управления персоналом (расчет заработной платы, кадровое делопроизводство и т. д.), а сейчас – на управлении талантами, оптимизации численности персонала, вовлечении сотрудников, рассказывает Сергей Никитин, партнер Molga Consulting.