Alibaba научит иностранцев китайской деловой культуре
Онлайн-ритейлер начал необычную программу стажировок для сотрудниковС тех пор как Мэтт Шофнос в октябре 2016 г. приехал в Китай из США по приглашению Alibaba Group Holding, он повысил уровень владения китайским языком, помог одному американскому ритейлеру определить целевую аудиторию в КНР и примерил костюм Капитана Америки для встречи с руководством компании. Шофнос – один из 32 молодых сотрудников подразделений Alibaba по всему миру, приглашенных на годовую стажировку в Китай, где они должны погрузиться в языковую, деловую и культурную среду. Менеджмент Alibaba рассчитывает, что эта программа позволит подготовить молодых лидеров, которые приблизят компанию к намеченной цели – в следующем десятилетии зарабатывать за пределами КНР не менее 40% своей выручки.
Китайские компании стремятся нарастить зарубежное присутствие и хотят воспитать подходящих сотрудников. «Стать глобальным – теперь почти расхожее выражение для китайского бизнеса», – говорит партнер Aon Hewitt в КНР Одри Виджаджа.
Программа стажировок Alibaba рассчитана как минимум на 10 лет, в ней смогут участвовать до 100 человек в год. Ее участниками будут новые сотрудники компании, преимущественно выпускники бизнес-школ или молодые специалисты, проработавшие несколько лет в сфере маркетинга или технологий. По данным Alibaba, заявки в первый набор подали более 3000 человек. Финалисты прошли серию собеседований, в том числе в штаб-квартире компании в Ханчжоу. Участники программы отработают по полгода в двух разных подразделениях Alibaba, например в Tmall Global. Кроме того, у них будут учебные занятия по культуре, политике и экономике Китая. Наконец, они будут ездить по стране, посетят села и увидят, как электронная торговля меняет местную экономику.
Расширяют присутствие
$146 млрд составили прямые зарубежные инвестиции КНР за первые 10 месяцев 2016 г., по официальным данным. Это на 53,3% больше, чем за аналогичный период предшествующего года
Участникам стажировки придется научиться ориентироваться в повседневной жизни – разобраться, как снять жилье, как доехать до работы, заказать такси, а также изучить продукты Alibaba, многие из которых работают только на китайском языке. Опытные сотрудники Alibaba встречали новичков в аэропорту и помогали установить на смартфоны полезные для повседневной жизни в Китае приложения.
«Новая информация обрушивается, как струя из пожарного брандспойта и торнадо одновременно», – говорит руководитель программы Брайан Вон, вице-президент Alibaba, получивший степень MBA в бизнес-школе Wharton.
Участница программы стажировки Анна Ким должна была присутствовать на ежегодном собрании в Ant Financial Services Group, одной из дочерних компаний Alibaba. Ким ожидала обычного совещания с чтением графиков со страниц презентации в PowerPoint, а оказалась на многолюдной вечеринке на стадионе. «Я никогда не знаю, какой еще сюрприз может меня ждать», – говорит она. Осенью 2017 г. первые выпускники программы должны будут вернуться в офисы Alibaba в Нью-Йорке, Париже и других городах.
Глобальная экспансия китайских компаний часто буксует, говорит Мэри Тигарден, профессор Thunderbird School of Global Management. Она отмечает, что некоторые компании направили в зарубежные представительства плохо подходящих для этого сотрудников. Программа стажировок Alibaba могла бы стать образцом для других компаний из КНР, говорит Тигарден.
Перевела Надежда Беличенко