Япония начала борьбу с переработками после самоубийства сотрудницы рекламного агентства
В стране даже существует специальный термин для обозначения смерти по причине переработки
После того как чуть больше года назад молодая сотрудница крупнейшего в Японии рекламного агентства Dentsu Мацури Такахаси покончила с собой, не выдержав переработок, и стало широко известно о губительных для сотрудников требованиях корпорации по сверхурочной работе, власти страны ищут способы борьбы с традиционными для Японии переработками. О смерти Такахаси общество узнало в конце прошлого года, когда ее родители опубликовали заключение местной трудовой инспекции, из которого следовало, что их дочь стала жертвой кароси – этим термином в Японии называют смерть, причиной которой является переработка. Только по официальным данным, от кароси каждый год умирает не менее 200 японцев; по оценкам профсоюзов, их количество гораздо больше. Японские СМИ процитировали сообщение, которое Такахаси отправила матери незадолго до смерти, о том, как она пыталась выживать, имея всего 10 часов в неделю на сон. Это произвело на японское общество очень тяжелое впечатление.
Одно из предложений правительства – «премиальная пятница» – заключается в том, чтобы обязать руководителей компаний отправлять сотрудников домой не позднее 15.00 хотя бы один раз в месяц – в последнюю пятницу.
Сегодня давление на правительство Синдзо Абэ растет – число судебных исков, связанных со смертями от переработки, достигло исторического максимума (1456 в 2015 г.), и многие считают, что необходимость реформировать трудовое законодательство назрела давным-давно. Однако отучить граждан от привычки перерабатывать не так-то просто. Нынешнее отношение японцев к работе формировалось десятилетиями со времени восстановления страны после Второй мировой войны. В последние 20 лет замедления экономического роста японцы горят на работе, чтобы сохранить ее любой ценой. Изнурительные переработки продолжают оставаться нормой, говорит Макото Исида, профессор трудового законодательства Университета Васэда.
Однако в японской деловой культуре изнеможение от работы считается более ценным, чем высокие результаты, и работодателей это вполне устраивало. Термин «кароси» появился десятки лет назад. Показательны и некоторые правила общения в японских офисах. Каждый сотрудник, уходя с работы (неважно, в какое время это происходит), должен извиниться за это перед коллегами, остающимися на рабочих местах. Те, в свою очередь, благодарят его за то, что он «измучил себя».
Японцы – одна из самых перегруженных работой наций в мире, средний показатель для жителей этой страны составляет чуть больше 2000 рабочих часов в год. Недавнее исследование японского министерства здравоохранения показало, что японцы в 2015 г. стали спать еще меньше, чем в напряженные 1980-е годы.
Глобальная проблема
Власти делают попытки изменить ситуацию. Так, существует закон, по которому компаниям, вынуждающим сотрудников работать сверхурочно более 100 часов в месяц, должно выноситься публичное порицание. Вскоре планка будет понижена до 80 часов рабочего времени в неделю. Руководители, не исполняющие эти требования, должны будут давать объяснения в министерстве здравоохранения, труда и социального обеспечения.
Однако «премиальная пятница» может остаться пиар-ходом, если японские корпорации не изменят культуру. В октябре прошлого года штаб-квартиру Dentsu в Токио и региональные офисы компании посетили трудовые инспектора. Проверку намеренно предали широкой огласке. По ее итогам компания заявила, что будет гасить свет в своих офисах не позднее 10 часов вечера, и снизила норму переработки для своих сотрудников. Однако, по словам одного из нынешних сотрудников Dentsu, одна из первых вещей, которым в компании учат новичков, – как отметить карту-пропуск на выходе из офиса, а затем пролезть под турникетом и вернуться на рабочее место. Таким образом, отработанные сотрудниками сверхурочные официально не учитываются. В декабре 2016 г. в отставку ушел президент Dentsu Тадаси Исии, признав провал попыток провести кардинальную реформу и избавиться от переработок.
По словам юристов, японские работодатели сплошь и рядом исходят из того, что сотрудники будут отрабатывать так называемые сервисные часы для поддержания хороших отношений с клиентами, фактически являющиеся незаконными, обязательными и неоплачиваемыми сверхурочными. Сотрудники все чаще сталкиваются с кароси, обременительными требованиями сверхурочной работы, а также с провалами попыток менеджмента и профсоюзов улучшить ситуацию в социальной сфере, отмечает профессор Исида.
По мнению профессора, теперь премьер-министр может отнести к первоочередным задачам изменение ст. 36 закона о трудовых стандартах – именно она разрешает работодателям и сотрудникам договариваться о неограниченных сверхурочных. Эксперты предлагают и другие меры – например, штрафовать за переработки сотрудников менеджеров среднего звена. Однако, по словам Ёсио Хигути, профессора Университета Кейо, чтобы покончить с кароси, потребуется «одновременный мощный сдвиг в самом японском обществе».
Перевела Надежда Беличенко