Госкомпании по-прежнему отправляют менеджеров в зарубежные поездки

Несмотря на девальвацию рубля, призывы государства быть скромнее и перестроиться на поездки по России
Алексей Таранин
Алексей Таранин

Сотрудники «Роснефти» уже не первый год отдыхают на кубинском курорте Варадеро и в 2017 г. продолжат ездить туда с семьями. Дочерняя структура «Роснефти» ООО «РН-учет» планирует приобрести 50 путевок на сумму 5,7 млн руб. у туристического агентства «Гаванатур интернешнл», по данным материалов закупок. Еще три человека из компании «Пурнефтепереработка» (структура «Роснефти») отправятся на Кубу с той же туристической компанией, договор подписан на 327 400 руб. Работники будут отдыхать по системе «все включено». С декабря 2013 г. программу оздоровления на Кубе прошли более 4000 работников «Роснефти» и членов их семей, по данным закупочных документов. В 2016 г. «Гаванатур» оказал услуг «дочкам» «Роснефти» примерно на 40 млн руб., по данным «СПАРК-Интерфакса». Путевки приобретались для сотрудников «РН-Пурнефтегаза», «Ванкорнефти», «РН-информа», «РН-бурения» и других структур группы.

Большинству госкорпораций в отличие от «Роснефти» пришлось отказаться от корпоративного отдыха за рубежом и перенести деловые конференции в Россию – из-за запретов, из соображений экономии и безопасности, говорят сотрудники турфирм. «Ведомости» изучили сайты 15 крупнейших госкомпаний и материалы госзакупок РЖД, ВТБ, «Газпрома», «Русгидро», «Росатома», «Аэрофлота», «Ростелекома», «Почты России», «Россетей», Объединенной судостроительной корпорации и др. Обнаружить, что они в 2016–2017 гг. закупали услуги для организации зарубежных мероприятий (семинаров, корпоративных праздников, тренингов) и заграничного отдыха сотрудников, не удалось. И причина не только в том, что сотрудники госкомпаний стали меньше ездить.

Российские топ-менеджеры любят ездить из зимы в лето. 24% руководителей российских компаний предпочитают в зимние каникулы пляжный отдых в теплых странах, как показало исследование агентства «Контакт». Рекрутеры опросили 175 руководителей компаний со штатом сотрудников более 100 человек.

Несмотря на девальвацию рубля, призывы государства быть скромнее и перестроиться на поездки по России, госкомпании продолжают отправлять сотрудников за рубеж. Спрос на зарубежный корпоративный туризм начинает восстанавливаться и в начале 2017 г. он выше на 20% по сравнению тем же периодом прошлого года, отмечает Максим Бойтан, управляющий партнер Upjet Travel Group.

Сбербанк в 2017 г. планирует устроить стратегическую сессию для сотрудников в Хорватии, в городе Сплит. Контракт заключен на сумму 79 206 евро, сообщает сайт банка. Единственным поставщиком по закупке услуг утверждена компания «ATLAS turisticka agencija d.d.». Это удобное место, ведь сессия организуется для зарубежных дочерних банков, прокомментировал представитель Сбербанка. Все остальные стратегические сессии проводятся в России, уточнил он.

Вместо Омска на Бора-Бора

Сколько тратят

39% российских компаний тратят на корпоративный туризм от 1 млн до 5 млн руб. в год, по данным исследования Российской ассоциации бизнес-туризма за 2016 г. 29,5% респондентов выделяют на выезды более 10 млн руб., а 29,2% – до 1 млн руб. $12 млрд составил российский рынок делового туризма в 2015 г.

Чтобы замаскировать зарубежную поездку в материалах госзакупки, особо мудрствовать не нужно, говорит Валерий Овечкин, основатель компании «Like-тендер». Туманные формулировки тендеров и описаний в технической документации вполне тому способствуют, уточняет Любовь Соболь, юрист Фонда борьбы с коррупцией. А закупки на суммы менее 500 000 руб. не подлежат тендерной процедуре, согласно ФЗ-223. Другой способ – найти сговорчивого индивидуального предпринимателя (поставщика туристических услуг), который согласится оформить авиабилеты до Дюссельдорфа как билеты до Екатеринбурга – и это реальный пример: такую операцию провел московский предприниматель для пятерых руководителей госкорпорации, уточняет Овечкин. Он знает и другой пример: для группы топ-менеджеров госкомпания заказала отель в Омске для поездки на выставку, а улетели они на архипелаг Бора-Бора. Туроператоры тоже говорят, что к ним иногда обращаются с подобными просьбами. Впрочем, поступают так единицы, поскольку такие случаи отслеживает финансовый контроль.

«Газпром» еще в 2015 г. отказался компенсировать сотрудникам расходы на зарубежный отдых и оплачивать путевки на курортах, принадлежащих третьим лицам, писала газета «Газпром трансгаз Сургут». Оплачивают расходы на отдых только в России, Белоруссии и Армении и только в санаториях и на базах отдыха, которые находятся на балансе ПАО «Газпром» и его «дочек». А в «Русгидро» считают неприемлемым проводить мероприятия за границей, если есть свои площадки для отдыха и учебы в России, по мнению первого заместителя гендиректора «Русгидро» Владимира Маркина.

Учеба плюс отдых

Зато обучающие поездки и экскурсии на зарубежные предприятия сохранились у многих госструктур. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), чтобы привлечь и удержать молодые кадры, планирует в том числе награждать молодых специалистов поездками, в которых они смогут пополнить свои знания о мировой авиации. Например, на авиашоу в Ле-Бурже в 2017 г. должны поехать победители конкурса «Будущее авиации» – студенты и молодые сотрудники заводов и конструкторских бюро, сообщила директор по персоналу ОАК Любава Шепелева.

Сайт корпорации «Росатом» сообщает, что в августе 2016 г. корпорация объявила конкурс на закупку туристических путевок для 21 победителя корпоративного конкурса WorldSkills – AtomSkills на сумму 5,1 млн руб. В зарубежные поездки в прошедшем году ездили некоторые сотрудники, входящие в кадровый резерв «Росатома», рассказывает представитель корпорации Андрей Иванов. Но это были не поощрительные поездки, а обмен опытом и знакомство с технологиями и управленческими процессами в компаниях «Шнайдер электрик» и «Симменс», добавляет он. «Почта России» тоже отправляет сотрудников в обучающие поездки в почтовые отделения других стран – в 2016 г. они побывали на почтах Японии, Китая, Чехии и Швейцарии.

Расписание командировок становится менее жестким: все больше заказчиков добавляют к деловым поездкам 1–2 свободных дня, чтобы изучить город, говорит Екатерина Александрова, исполнительный директор Ассоциации бизнес-туризма. По данным исследования Booking.com, в 2017 г. граница между отдыхом и бизнес-поездками продолжит стираться. 75% участников опроса намерены продлевать деловые путешествия ради знакомства с новыми местами.

Как экономят

Частные компании, приглашающие на свои выездные мероприятия чиновников или топ-менеджеров госкорпораций, вынуждены проводить их в Геленджике, Подмосковье, Татарстане или странах СНГ из-за запретов для госслужащих выезжать за рубеж, говорит Ольга Петрова, директор департамента делового туризма туроператора BSI Group.

За рубеж компании отправляют гораздо меньше сотрудников, чем раньше, например, направляют только лучших. В Бинбанке сотрудников несколько лет отправляют в поощрительные зарубежные поездки, групповые и индивидуальные, – тех, кто стал лучшим по привлечению премиальных клиентов или по продаже страховых продуктов: в 2016 г. работники посетили Венгрию, Португалию, Японию, Францию, в феврале собираются в ОАЭ. «Сибур» посылает в поощрительные поездки целые подразделения, которые показывают лучший результат, в частности по умению работать в команде и сотрудничать с другими отделами. Страны и города выбирают сами работники, если поездка вписывается в бюджет, рассказал представитель компании.

Тем не менее многие стараются экономить на зарубежных поездках сотрудников. Например, рядовых работников селят по двое в номер, а топ-менеджеров вместо президентского номера – в обычный люкс, уточняет Бойтан.

Однако в поездках для партнеров и клиентов компании стараются сохранить прежний уровень качества и продолжают возить людей в престижные места. Чтобы сэкономить, компании не переносят поездки из Прованса в Крым, а собирают меньшие группы: вместо 50 человек приглашают 25, говорит Бойтан. Но на важных клиентах и мероприятиях для партнеров по-прежнему не экономят. Например, ОАК в августе 2016 г. провела для 25 журналистов пресс-тур по Африке (Египет, Зимбабве, Танзания) с бюджетом 7,64 млн руб. на восемь дней, следует из материалов закупок.