В Великобритании как на дрожжах растут стартапы по продаже недвижимости онлайн
Однако традиционные риэлторы не готовы уступить им рынокВ 2000 г. молодой офицер полиции из лондонского пригорода Хендон Ник Марр запустил интернет-сайт, который должен был стать онлайн-площадкой для продажи домов, позволяющей продавцам и покупателям контактировать напрямую, без участия агентов-посредников. Сначала проект Марра назывался Homes Go Fast, но в 2004 г. он был переименован в The Little House Company. Это была первая попытка вывести в интернет бизнес по торговле недвижимостью в Великобритании.
Однако онлайн-модели пришлось более 15 лет выдерживать жесткую конкуренцию с традиционными агентствами, чтобы отвоевать себе долю британского рынка недвижимости. Первопроходцы – мелкие предприниматели, такие как Марр, не смогли добиться на рынке того же положения, что и известные агентства недвижимости. И только в последнее время инвесторы вновь заинтересовались возможной цифровой революцией в этом секторе.
Преимущества онлайн-агентств недвижимости в том, что они чаще всего предлагают размещение объекта на своих сайтах за фиксированную комиссию менее 1000 фунтов. Кроме того, покупатели избавлены от необходимости обращаться в расположенное по соседству агентство: рассматривать выставленные на продажу дома стало возможно в интернете.
Крупнейшей по количеству объектов недвижимости среди новых компаний является Purplebricks – она получает финансирование от таких авторитетных инвесторов, как основатель Woodford Investment Management Нил Вудфорд. Компания активно рекламирует свои услуги, вынуждая традиционные агентства запускать собственные аналогичные сервисы. В результате обладающая крупнейшей в Великобритании сетью агентств компания Countrywide в июне прошлого года открыла собственный онлайн-сервис с фиксированной комиссией и намеревается закрыть около 7% своих офисов. А специализирующееся на дорогой недвижимости агентство Savills в 2016 г. инвестировало в интернет-стартап Yopa и недавно запустило телевизионную рекламную кампанию.
Чтобы популяризировать онлайн-продажи в сфере недвижимости, Maрр тоже появился на экране в одной из телепередач, но это имело негативный эффект: агенты по недвижимости пожаловались, что частные продавцы искажают информацию о своих объектах, и онлайн-площадки убрали предложения о сделках, в которых не участвуют агенты. Марр, в то время бравший с продавцов по 99 фунтов за размещение объявления, в ответ сдал экзамен на сертификат агента по недвижимости. «Я заглянул в тайны ремесла риэлторов – ничего особенного там нет», – говорит он. Марр выступал за отмену закона об ответственности за ложные сведения об объектах недвижимости, которая в итоге состоялась в 2013 г. и облегчила выход на рынок новым игрокам. Однако пока Марр занимался борьбой с регуляторными ограничениями, его конкуренты двигались вперед.
Привычка – вторая натура
В ноябре 2016 г. на долю крупнейшего британского онлайн-сервиса по продаже недвижимости Purplebricks приходилось всего 2,1% от общего количества объектов недвижимости, выставленных на продажу, а совокупная доля других онлайн-агентств не менялась с мая по ноябрь и составляла только 1,3% от рынка, британцы по привычке отдавали предпочтение традиционным риэлторам, выяснил банк UBS.
В 2004 г. был запущен сервис HouseNetwork, вскоре после него – Hatched. Эти компании назвали себя агентствами недвижимости, чтобы иметь возможность размещать объекты на интернет-площадках. Они предлагают клиентам ряд услуг, которые оказывают традиционные агентства, например фотографирование и оценка дома, но их набор ограничен, а тарифы зафиксированы.
Основатель Hatched и бывший агент по недвижимости Адам Дэй вспоминает, как информация о компании передавалась по сарафанному радио: сначала появлялся один клиент из небольшого городка, а затем внезапно возникали еще несколько объявлений о продаже других объектов неподалеку.
Сооснователь HouseNetwork Марк Ридингз считает, что развитию онлайн-площадок способствовал резкий рост цен на недвижимость, особенно в Лондоне и на юго-востоке страны. В результате комиссии традиционных агентств, выраженные в процентах от суммы сделки, стали завышенными. «Дом, который 10–15 лет назад стоил 100 000 фунтов, сейчас может стоить и 300 000 фунтов, а тарифы агентств не изменились. В результате у клиента возникает ощущение, что агент хочет больше денег за меньший объем работы», – объясняет Ридингз.
Однако традиционные риэлторы не готовы так легко сдаться. Они идут на громкие скандалы с онлайн-конкурентами, вынуждая их закрывать проекты. Марру пришлось закрыть свой проект Little House Company: после громких конфликтов с авторитетными агентствами этот бренд стал «токсичным». Марр запустил сайт The House Shop, на котором могут размещать объявления о продаже домов как их собственники, так и агенты.
Марр продолжает следить за развитием онлайн-агентств недвижимости и предсказывает консолидацию в этом секторе, отмечая, что оценки многих компаний взлетели очень высоко, а им еще только предстоит стать прибыльными. «Многие из этих ребят сейчас вообще не зарабатывают. Подумайте, во что обходится привлечение каждого клиента, если использовать рекламу на телевидении. Придется повышать тарифы. А когда клиенту предлагают заплатить вперед 1000 или 1200 фунтов, ему это может не понравиться. Я думаю, им придется нелегко», – говорит Марр.
Перевела Надежда Беличенко