В Великобритании как на дрожжах растут стартапы по продаже недвижимости онлайн

Однако традиционные риэлторы не готовы уступить им рынок
В Великобритании как на дрожжах растут стартапы по продаже недвижимости онлайн
В Великобритании как на дрожжах растут стартапы по продаже недвижимости онлайн / Phil Noble / Reuters

В 2000 г. молодой офицер полиции из лондонского пригорода Хендон Ник Марр запустил интернет-сайт, который должен был стать онлайн-площадкой для продажи домов, позволяющей продавцам и покупателям контактировать напрямую, без участия агентов-посредников. Сначала проект Марра назывался Homes Go Fast, но в 2004 г. он был переименован в The Little House Company. Это была первая попытка вывести в интернет бизнес по торговле недвижимостью в Великобритании.

Однако онлайн-модели пришлось более 15 лет выдерживать жесткую конкуренцию с традиционными агентствами, чтобы отвоевать себе долю британского рынка недвижимости. Первопроходцы – мелкие предприниматели, такие как Марр, не смогли добиться на рынке того же положения, что и известные агентства недвижимости. И только в последнее время инвесторы вновь заинтересовались возможной цифровой революцией в этом секторе.

Преимущества онлайн-агентств недвижимости в том, что они чаще всего предлагают размещение объекта на своих сайтах за фиксированную комиссию менее 1000 фунтов. Кроме того, покупатели избавлены от необходимости обращаться в расположенное по соседству агентство: рассматривать выставленные на продажу дома стало возможно в интернете.

Крупнейшей по количеству объектов недвижимости среди новых компаний является Purplebricks – она получает финансирование от таких авторитетных инвесторов, как основатель Woodford Investment Management Нил Вудфорд. Компания активно рекламирует свои услуги, вынуждая традиционные агентства запускать собственные аналогичные сервисы. В результате обладающая крупнейшей в Великобритании сетью агентств компания Countrywide в июне прошлого года открыла собственный онлайн-сервис с фиксированной комиссией и намеревается закрыть около 7% своих офисов. А специализирующееся на дорогой недвижимости агентство Savills в 2016 г. инвестировало в интернет-стартап Yopa и недавно запустило телевизионную рекламную кампанию.

Чтобы популяризировать онлайн-продажи в сфере недвижимости, Maрр тоже появился на экране в одной из телепередач, но это имело негативный эффект: агенты по недвижимости пожаловались, что частные продавцы искажают информацию о своих объектах, и онлайн-площадки убрали предложения о сделках, в которых не участвуют агенты. Марр, в то время бравший с продавцов по 99 фунтов за размещение объявления, в ответ сдал экзамен на сертификат агента по недвижимости. «Я заглянул в тайны ремесла риэлторов – ничего особенного там нет», – говорит он. Марр выступал за отмену закона об ответственности за ложные сведения об объектах недвижимости, которая в итоге состоялась в 2013 г. и облегчила выход на рынок новым игрокам. Однако пока Марр занимался борьбой с регуляторными ограничениями, его конкуренты двигались вперед.

Привычка – вторая натура

В ноябре 2016 г. на долю крупнейшего британского онлайн-сервиса по продаже недвижимости Purplebricks приходилось всего 2,1% от общего количества объектов недвижимости, выставленных на продажу, а совокупная доля других онлайн-агентств не менялась с мая по ноябрь и составляла только 1,3% от рынка, британцы по привычке отдавали предпочтение традиционным риэлторам, выяснил банк UBS.

В 2004 г. был запущен сервис HouseNetwork, вскоре после него – Hatched. Эти компании назвали себя агентствами недвижимости, чтобы иметь возможность размещать объекты на интернет-площадках. Они предлагают клиентам ряд услуг, которые оказывают традиционные агентства, например фотографирование и оценка дома, но их набор ограничен, а тарифы зафиксированы.

Основатель Hatched и бывший агент по недвижимости Адам Дэй вспоминает, как информация о компании передавалась по сарафанному радио: сначала появлялся один клиент из небольшого городка, а затем внезапно возникали еще несколько объявлений о продаже других объектов неподалеку.

Сооснователь HouseNetwork Марк Ридингз считает, что развитию онлайн-площадок способствовал резкий рост цен на недвижимость, особенно в Лондоне и на юго-востоке страны. В результате комиссии традиционных агентств, выраженные в процентах от суммы сделки, стали завышенными. «Дом, который 10–15 лет назад стоил 100 000 фунтов, сейчас может стоить и 300 000 фунтов, а тарифы агентств не изменились. В результате у клиента возникает ощущение, что агент хочет больше денег за меньший объем работы», – объясняет Ридингз.

Однако традиционные риэлторы не готовы так легко сдаться. Они идут на громкие скандалы с онлайн-конкурентами, вынуждая их закрывать проекты. Марру пришлось закрыть свой проект Little House Company: после громких конфликтов с авторитетными агентствами этот бренд стал «токсичным». Марр запустил сайт The House Shop, на котором могут размещать объявления о продаже домов как их собственники, так и агенты.

Марр продолжает следить за развитием онлайн-агентств недвижимости и предсказывает консолидацию в этом секторе, отмечая, что оценки многих компаний взлетели очень высоко, а им еще только предстоит стать прибыльными. «Многие из этих ребят сейчас вообще не зарабатывают. Подумайте, во что обходится привлечение каждого клиента, если использовать рекламу на телевидении. Придется повышать тарифы. А когда клиенту предлагают заплатить вперед 1000 или 1200 фунтов, ему это может не понравиться. Я думаю, им придется нелегко», – говорит Марр.

Перевела Надежда Беличенко