В рэнкинг 980 лучших университетов мира THE вошли 24 российских вуза
Впервые за историю рэнкинг возглавил британский университет – ОксфордВ глобальный рэнкинг из 980 лучших университетов по версии компании Times Higher Education (THE) вошли 24 российских вуза, в прошлом году в рэнкинге их было 13. «В этом году в рейтинг вошло сразу 11 новых для рейтинга российских университетов, что говорит о положительной динамике в процессе интеграции наших вузов в мировой образовательный процесс», - прокомментировал ситуацию ТАСС замминистра науки и образования Александр Повалко. Он отметил, что из 24 университетов, включенных в рэнкинг, 16 входят в государственную программу «5 - 100» по повышению конкурентоспособности отечественных вузов на международном рынке. «После МГУ все места со 2-го по 7-е среди российских университетов занимают вузы - участники проекта "5 - 100", что является рекордным показателем за все время его реализации», - сказал чиновник.
МГУ занял 188-ю строчку рэнкинга, в прошлом году он был на 161-й. За ним следует МФТИ, который оказался на уровне 301-350. Далее идет Университет ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики) на уровне 351-400. На уровне 401-500 оказались пять вузов - Высшая школа экономики, Казанский федеральный университет, МИФИ, Новосибирский государственный университет и СПбГУ. На уровне 501-600 - Томский политех и Томский государственный университет. На уровне 601-800 - МГТУ им. Баумана и Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого.
В рэнкинг вошли институты 79 стран, это 5% лучших вузов мира.
Рейтинг строится по результатам анализа оценок вузов по 13 критериям, которые группируются в пять областей: преподавание, исследовательская работа, цитирование, международные связи и передача знаний. В этом году к анализу впервые были подключены 528 000 книг и глав из книг, опубликованных за последние пять лет и вошедших в базу Scopus компании Elsevier.
Рэнкинг впервые за 12-летнюю историю возглавил британский университет - Оксфорд. Пятилетний чемпион - Калифорнийский технологический институт оказался на втором месте. Затем следуют Стэнфорд, Кембридж, Массачусетский технологический институт, Гарвард, Принстонский университет, Имперский колледж Лондона, Швейцарская высшая техническая школа Цюриха - Швейцарский федеральный технологический институт Цюриха и Калифорнийский университет в Беркли.
Позиции североамериканских университетов, несмотря на потерю первого места, не так плохи. Всего в рэнкинге их 148, а в топ-200 - 63. Швейцарский вуз укрепил свою позицию в топ-10, он занимает девятую строчку второй год подряд, отмечают составители рэнкинга. В прошлом году он стал первым не англо-американским университетом, который пробился в первую десятку.
Германских вузов в рэнкинге 41, 22 из них попали в топ-200, девять - в топ-100 (против семи годом ранее). Из нидерландских вузов в рэнкинг попали 13, и все они оказались в топ-200. Азиатские вузы продолжают улучшать свои позиции, французские, итальянские и испанские по-прежнему на спаде.
Появление в рэнкинге новых российских вузов его редактор Фил Бати связал отчасти с тем, что «Россия больше, чем когда-либо, признает важность участия в мировых акциях сравнительного тестирования». Он сказал это «РИА Новости». По его мнению, российским властям будет непросто добиться к 2020 г. включения пяти вузов в топ-100. «В этом году только один университет попадает в топ-300 по сравнению с четырьмя в прошлогоднем списке. В общей сложности девять из 24 российских университетов сместились вниз. Чтобы решить эту непростую задачу, России придется потрудиться над улучшением своих университетов в условиях накаляющейся глобальной конкуренции», - цитирует «РИА Новости».
Снижение позиций девяти российских университетов, среди которых Бауманка и МИФИ, директор информационно-рейтингового центра ВШЭ Людмила Солнцева связала с изменением учета библиометрических показателей. «Отечественным университетам непросто попасть в топ-лист рейтинга и тем более занимать высокие позиции, потому что в советское время своей основной задачей они считали образование, а научные исследования проводились в институтах академии наук», - сказала она «Коммерсанту».