Как написать хорошее сочинение при поступлении в бизнес-школу

Рекомендации студентов программ МВА – авторов блогов на FT.com
Хорошее эссе – короткое вступительное сочинение на заданную тему – повышает шансы абитуриентов поступить в бизнес-школы
Хорошее эссе – короткое вступительное сочинение на заданную тему – повышает шансы абитуриентов поступить в бизнес-школы / PIXABAY

Некоторые школы, например Insead и Columbia Business School, до сих пор просят абитуриентов написать эссе на ряд конкретных тем, скажем, чем они стремятся заниматься по окончании курса MBA. С другой стороны, Harvard Business School сократила количество тем коротких сочинений до одной: «Что еще вы хотите нам сообщить о себе?»

Многие школы теперь вообще не требуют от абитуриентов письменных работ. Форма заявления на поступление в Booth School of Business Университета Чикаго на 2016–2017 учебный год содержала 10 картинок – от стопки учебников до группы улыбающихся студентов, сидящих в кузове грузовика где-то в Колумбии. Поступающему предлагалось выбрать картинку и описать, с чем она у него ассоциируется. Сделать это можно было в любом формате – например, в виде презентации в PowerPoint. Заместитель декана Booth Курт Альм объясняет цели: донести до абитуриентов культуру школы и выбрать подходящие кандидатуры.

Видеоэссе – другая популярная тенденция. Считается, что видео помогает оценить, насколько соответствует действительности письменный рассказ кандидата о себе. Так, скажем, Yale School of Management просит абитуриентов предоставить и письменное сочинение, и видеопрезентацию. Чиома Исиадинсо, сооснователь консалтинговой фирмы Expartus и бывший член приемной комиссии в HBS, советует абитуриентам составлять эссе настолько искренне, насколько это возможно, учитывая при этом особенности и культуру конкретной школы.

Некоторые студенты программ MBA – авторы блогов на FT.com поделились опытом успешного написания вступительных сочинений.

Сильвия Симоэс, студентка IMD Business School в Лозанне, вспоминает, как при поступлении ей предложили написать эссе в форме речи, которую мог бы произнести кто-то из ее близких друзей на праздновании ее 75-летия. Это эссе помогло ей определить цели обучения по программе MBA.

Эссе для поступления в Booth было самым сложным и одновременно самым простым из всех, которые довелось писать Джулии Макиннис. «Кто вы?» – так звучал вопрос, на который требовалось ответить. Эссе нужно было сдать в конце сентября, размышлять над ним Макиннис начала в июне. Концепция эссе внезапно возникла у Макиннис однажды днем, когда она была на работе. Неопределенность постановки вопроса позволила Макиннис раскрыть свои сильные стороны. При написании эссе для программ MBA Макиннис советует абитуриентам составить список отличительных особенностей программы, на которую они поступают, определить план посещения обязательных и факультативных курсов и описать, как программа поможет в карьере.

Санни Шенг из Copenhagen Business School написал четыре коротких сочинения – о своих интересах, понимании лидерства, отношении к ключевым направлениям программы и карьерных планах после ее завершения. По его словам, самоанализ в процессе поступления стал ключом к пониманию собственных сильных сторон и целей, достижению которых должно помочь обучение MBA.

Студенту Warwick Business School Брайану Парсонсу при поступлении нужно было написать несколько письменных работ. Требования к объему очень жесткие, они ограничивают глубину анализа выбранного предмета и заставляют сосредоточиться на главном. По мнению Парсонса, такие требования введены намеренно: необходимо найти компромисс между демонстрацией кругозора и детальным знанием темы.

Карун Джаин из Индийского института менеджмента в Ахмадабаде написал эссе о лидерских качествах. Лидерство часто путают просто с управлением большой группой людей, объясняет он, тогда как настоящее лидерство предполагает способность провести группу через кризис, влиять на людей и помочь каждому раскрыть лучшие качества. Джаин говорит, что писал в эссе о собственном личном и профессиональном опыте, о том, как научился брать инициативу в свои руки и управлять людьми, не превращаясь в деспота.

Перевела Надежда Беличенко