Почему боссы-грубияны часто добиваются лучших результатов

Грубость и невыдержанность ряда руководителей не мешают им иметь репутацию профессионалов
Грубость и невыдержанность некоторых руководителей компаний не мешают им иметь репутацию профессионалов
Грубость и невыдержанность некоторых руководителей компаний не мешают им иметь репутацию профессионалов / М. Стулов / Ведомости

Часто случается, что босс кричит на сотрудников, придирается к ним по любому поводу и тем не менее имеет репутацию успешного лидера, тогда как другой начальник делает фактически то же самое, но считается обыкновенным грубияном. Почему так происходит?

Часто отношение сотрудников к крикливому и невыдержанному боссу зависит от его результативности. Менеджеры, дающие сотрудникам четкую мотивацию, пользующиеся доверием команды и имеющие опыт достижения успехов, могут восприниматься сотрудниками положительно, даже несмотря на их агрессивный или чересчур требовательный стиль общения, – таковы выводы нового исследования Роберта Байза, профессора менеджмента в McDonough School of Business Университета Джорджтауна.

Однако люди пересматривают отношение к грубым лидерам, как только их результаты начинают ухудшаться. Например, Бобби Найт, бывший главный тренер мужской баскетбольной команды в Университете штата Индиана, был известен своим агрессивным стилем наставничества, но, так как он создал эффективную команду, получившую многочисленные награды, люди снисходительно относились к управленческому стилю Найта. А когда баскетбольная команда начала терять позиции, общественность стала гораздо жестче воспринимать поведение Найта. В конце концов Найта уволили.

Сами сотрудники расходятся в оценках, насколько оскорбительны манеры руководителя, считает Байз. В одних случаях манеры воспринимаются как оскорбительные, в других – как вдохновляющие сотрудников. Подчиненные воспринимают требовательность босса по-разному, в зависимости от того, кто именно и в какой ситуации дает им указания.

В исследовании Байза в качестве примеров довольно требовательных и грубых лидеров, добившихся значительных успехов, упомянуты знаменитый футбольный тренер Винс Ломбарди, под руководством которого команда пять раз побеждала в Национальной футбольной лиге и дважды выигрывала Супербоул, тренер по гимнастике Бела Кароли и импресарио Марта Стюарт.

«Эти лидеры известны своей манерой кричать, но не только. Их почитают за умелую подготовку команд и подопечных, добившихся высоких результатов», – пишут Байз и его соавторы в недавно вышедшей книге High Performance Work Practices or Abusive Supervision: Where is the Boundary? («Высокоэффективное руководство или оскорбления: где проходит граница?»). «На самом деле руководителей-грубиянов часто воспринимают как героев, потому что они смогли вдохновить людей на настоящие подвиги. Другими словами, их можно назвать мастерами мотивации», – продолжают авторы книги.

Хрестоматийным примером жестокого руководителя считается сооснователь Apple Стив Джобс. Он был широко известен беспощадными требованиями к совершенству окружавших его людей и, как известно, говорил своему биографу Уолтеру Айзексону: «Если меня что-то раздражает, я говорю об этом людям в лицо. Моя работа состоит в том, чтобы быть честным». Байз пишет о Джобсе так: «Я стараюсь, чтобы мои студенты попробовали понять, почему его считают хорошим лидером и жестоким лидером. Лидер – сложная фигура, посылающая одновременно множество сигналов. Свидетельств грубости Джобса предостаточно. Но он был великим мотиватором и вывел качество продукции компании на новый уровень».

В исследовании также подчеркивается, что руководителю иногда полезно громко крикнуть и о достоинствах подчиненного, лично похвалив его, пусть и в бесцеремонной манере.

Выборочное же применение в правильной ситуации грубых методов понукания может стать эффективным способом мотивации сотрудников, считает Байз, если целью руководителя является рост компании и сотрудников, а не деградация.

Перевела Надежда Беличенко