General Electric оставит 200 000 сотрудников без оценок
Пилотный проект перехода на оперативный сбор обратной связи с участием 30 000 человек оказался успешнымGeneral Electric (GE) объявила работникам, что больше не будет ежегодно присваивать своим штатным сотрудникам рейтинг по пятибалльной шкале – от «образцово» до «неудовлетворительно». Корпорация отказывается от системы оценки работников, которую применяла на протяжении последних 40 лет. Гендиректор GE Джеффри Иммельт предпринимает попытки придать новые импульсы основному бизнесу. В корпорации переосмысливают принципы работы и смещают акценты, поощряя эксперименты и готовность к принятию рисков.
Новая система управления эффективностью предусматривает быстрый обмен мнениями между сотрудниками и руководителями лично, по телефону или через мобильное приложение PD@GE. На основе всех этих сообщений в конце года будет составляться итоговый отчет об эффективности работника.
Многие компании, например Goldman Sachs, уже отказались от традиционной системы рейтингов, ссылаясь на то, что сведение целого года работы к единственной оценке приносит больше вреда, чем пользы.
Рейтинги популярны
Консалтинговая компания Aon Hewitt выяснила, что рейтинги сотрудникам присваивают 90% из 880 технологических компаний, ставших участниками ее опроса, и только немногие планируют отказаться от этой системы.
За последние два года примерно 30 000 сотрудников GE получали оценку работы без рейтингов. Согласно данным внутреннего исследования это не помешало руководителям делать назначения и распределять бонусы. Новая система оказалась более комфортной и для менеджеров, и для рядовых сотрудников. На совещании топ-менеджеров корпорации в июне наконец было принято решение отказаться от устаревшей практики.
Отказ от рейтингов способствовал тому, что обсуждения эффективности стали более конструктивными, без навешивания ярлыков, считает HR-менеджер корпорации Джейнис Семпер. По ее словам, новая система будет распространяться на 200 000 штатных сотрудников GE.
В отсутствие рейтингов при принятии решений о выплате бонусов или повышении зарплаты придется учитывать больше нюансов, говорят менеджеры компании. Лучшие сотрудники по-прежнему будут награждаться бонусами и повышением зарплаты по итогам года, но у руководителей будет возможность дифференцировать поощрения «середняков». По мнению менеджеров, более детальная система оценок будет стимулировать их ставить себе более высокие цели.
Последний раз GE меняла систему оценки эффективности персонала около 10 лет назад. Тогда компания отказалась от своей знаменитой практики: менеджеры сравнивали сотрудников, составляли списки-рейтинги и 10%, оказавшимся в нижней части списка, предлагали покинуть компанию.
Многие сотрудники обрадуются отмене рейтингов, но задачи менеджеров усложнятся, свидетельствуют данные исследований. Консалтинговая компания CEB опросила 9000 руководителей и рядовых сотрудников и выяснила: сотрудники часто жалуются на то, что их менеджеры не могут объяснить им, насколько хорошо или плохо они работали ранее, и не могут дать конкретные рекомендации по повышению эффективности.
В компании признают, что некоторые сотрудники предпочли бы иметь дело с привычными и простыми оценками. Менеджеры GE проходят специальное обучение, чтобы лучше объяснять сотрудникам их промахи, говорят руководители корпорации.
Перевела Надежда Беличенко