Работодатели используют мобильные приложения для заботы о душевном здоровье сотрудников
Так они сокращают потери из-за снижения производительности трудаНе желая нести расходы из-за депрессии и других душевных расстройств у сотрудников, работодатели стремятся обеспечить их своевременной поддержкой специалиста. На помощь работодателям приходят устройства, которые есть почти у всех работников, – смартфоны.
Все больше компаний начинают использовать мобильные приложения, чтобы найти и получить помощь и лечение. Некоторые программы анализируют поисковые запросы и высказывания пользователя на медицинскую тему и определяют, нуждается ли он в медицинской помощи. Другие приложения позволяют получить онлайн-консультацию психотерапевта в текстовом или видеоформате.
Создатели приложений уверяют, что программы не передают работодателям информацию о состоянии здоровья конкретных сотрудников – только обобщенные данные. В некоторых случаях работодатель организует встречи с сотрудниками для обсуждения работы программы.
Несмотря на опасения правозащитников, что конфиденциальность данных о здоровье пользователей может быть нарушена в случае утери или взлома смартфона, компании активно ищут альтернативу традиционным программам помощи сотрудникам (ЕАР), в которых предлагаются бесплатные телефонные консультации психологов. По данным исследований, программами EAP обычно пользуются от 2 до 5% сотрудников компании.
Большинство либо не знает об этих программах, либо стесняется ими пользоваться, говорит Лисса Минкин, директор по персоналу софтверной компании Addepar со штатом примерно 200 сотрудников. Недавно Addepar приобрела для сотрудников права доступа к Ginger.io – приложению, анализирующему поведение пользователя и связывающему его с консультантом, который помогает подобрать план лечения. Например, если пользователь не выходит из дома или долгое время не пишет сообщений на смартфоне, это может свидетельствовать о повышенной тревожности и росте уровня стресса. Консультант свяжется с пользователем и предложит ему лечение, например упражнения для снятия стресса. Ginger.io собирает данные о телефонной активности пользователей с их разрешения. Программа не отслеживает содержание сообщений или конкретное местонахождение устройства. С момента старта программы в прошлом месяце на Ginger.io подписались 50 сотрудников компании. До сих пор ни один из них не высказал опасений из-за того, что программа собирает данные об их телефонной активности, утверждает Минкин.
Компания Sprint, имеющая штат более чем 42 000 сотрудников, предложила им приложение, разработанное Castlight Health. Оно анализирует запросы пользователей и историю поиска и определяет тех, кто находится в зоне риска возникновения психических расстройств. Например, если пользователь жалуется на хронические боли, они могут быть симптомом депрессии или тревожных расстройств. Такой пользователь увидит на экране смартфона сообщение «Чувствуете себя перегруженным?» и, кликнув на него, перейдет к анкете, касающейся его настроения и самочувствия. После ответов на вопросы программа предложит пользователю рекомендации по лечению и онлайн-терапии.
Sprint ожидает, что программа в этом году поможет компании сэкономить $2,1 млн, говорит Натан Хэйз, менеджер по анализу продуктивности и состояния здоровья сотрудников. Ранее он заявлял, что компания сможет сэкономить значительную часть средств, направляемых на профилактику и лечение психических расстройств у сотрудников. В 2015 г. на эти цели Sprint потратила $11,5 млн.
Большие потери
$44 млрд в год теряют работодатели из-за того, что производительность труда сотрудников, страдающих депрессией, падает, подсчитали авторы исследования из центра изучения депрессии Университета Мичигана. Из-за каждого страдающего от депрессии сотрудника компания недополучает до 27 рабочих дней в год
Приложения Ginger.io и Castlight обходятся компаниям в несколько долларов в месяц на одного работника. Сотрудники обычно ничего не платят за доступ к приложениям, но некоторые виды предлагаемой терапии могут быть платными. Работодатели получают от разработчиков агрегированные данные о том, сколько сотрудников воспользовались приложением для поиска помощи в борьбе со стрессом, тревожностью или депрессией. Разработчики утверждают, что не передают работодателям данные о состоянии здоровья конкретных пользователей.
Правозащитники одобряют заботу компаний о душевном здоровье сотрудников, но ставят под сомнение эффективность использования таких приложений и безопасность персональных данных. Заочные консультации в чате удобны, но многим пользователям не обойтись без очного визита к психотерапевту.
В свою очередь, провайдеры традиционных программ ЕАР ищут новые способы контакта с работниками, нуждающимися в психотерапии. ComPsych, крупнейшая в США компания, предлагающая программы EAP, разрабатывает технологию виртуальной реальности, имитирующей сеанс в кабинете психотерапевта. Другие компании добавляют к своим пакетам услуг консультации психолога и психотерапевта в формате видеочата.
Анимационная студия Laika в июне предложила своим сотрудникам Talkspace – приложение для виртуальной терапии, связывающее пользователей с психотерапевтами для консультации в формате текстовых сообщений, аудио- или видеочата. Менеджер компании по компенсациям Беверли Менилло надеется, что оно привлечет молодых сотрудников, жизнь которых уже немыслима без смартфонов.
Перевела Надежда Беличенко