Федеральным торговым сетям не хватает директоров в регионах

Они ищут их в страховом и банковском бизнесе и даже среди управляющих автозаправочными станциями
А. Таранин
А. Таранин

Алексей Коробков работал заместителем директора регионального отделения банка «Пойдем!» в Магнитогорске. Осенью 2015 г. ему позвонили кадровики службы X5 Retail Group и предложили место директора кластера Уральского дивизиона «Пятерочки» в Челябинске, вспоминает он. Коробкова предложение заинтересовало, так как он подумывал о смене деятельности и даже хотел открыть цветочный магазин. Коробков посетил три собеседования, прошел испытательный срок и был нанят в X5 Retail Group. По его словам, годовое вознаграждение в «Пятерочке» на 20% выше, нежели было в «Пойдем!».

Федеральные сети сейчас активно открывают новые магазины в регионах и нанимают персонал, говорит Татьяна Михайленко, руководитель группы в кадровой компании «Бигл». Из-за быстрого роста компании сталкиваются с острой нехваткой руководителей высшего уровня, констатирует руководитель группы консультантов «Анкор бизнес решения» Екатерина Смирнова.

4000 управленцев

По оценкам отчета Russian Retail 2016 компании Citigroup, шесть крупнейших федеральных сетей до конца 2016 г. в совокупности увеличат количество магазинов на 3870. Значит, им придется нанять около 4000 новых топ-менеджеров. Например, одна только сеть «Пятерочка» (входит в X5 Retail Group) еженедельно открывает по 30 магазинов, это означает, что до конца года откроется около 600 новых «Пятерочек». Сеть состоит из 10 дивизионов (два из них появились в 2016 г.), которые, в свою очередь, делятся на 102 кластера, объединяющих по 30–80 магазинов. Каждым дивизионом управляет группа из 15–30 руководителей. На каждый кластер приходится три управляющих высшего звена. Получается, что для нового дивизиона «Пятерочке» требуется от 350 до 900 управленцев разного уровня, включая директоров магазинов. По словам HR-директора «Пятерочки» Татьяны Князевой, до конца августа сеть планирует привлечь 200 новых руководителей.

Теперь сетям приходится ставить набор управленческих кадров на поток. По словам вице-президента по работе с персоналом «Дикси» Илоны Герман, сеть два года назад организовала в Ярославле call-центр по подбору персонала. Он подбирает кандидатов для всех регионов и проводит первичные собеседования. Герман говорит, что таким способом ритейлер нанял 10 000 сотрудников, в том числе директоров магазинов и региональных менеджеров.

Руководитель направления подбора руководителей «Пятерочки» Анастасия Боровикова отмечает, что обычно компания закрывает вакансию за два месяца, но нередко приходится подбирать кандидата за одну неделю. В «М.видео», по словам директора по персоналу «М.видео» Натальи Малеевой, среднее время закрытия вакансии руководителя – 26 дней. Крупным сетям приходится разными способами ускорять подбор руководителей.

Воспитать в коллективе

Федеральные сети помельче полагаются на собственные кадры. По словам представителя сети «Лента» Анастасии Кузнецовой, в «Ленте» существует кадровый резерв из 7000 сотрудников, из которых половина в этом году получила повышение. В 2015 г. «Лента» открыла 32 гипермаркета и 8 супермаркетов, и 78% руководителей для них нашлось внутри компании.

В текущем году сеть «М.видео» открыла шесть магазинов и до конца года планирует закрыть около 400 вакансий руководителей. На большинство (96%) мест для управленцев компания наймет людей из внутреннего кадрового резерва, рассказала Малеева. По ее словам, продавцу-стажеру, чтобы вырасти до директора магазина, может понадобиться всего три года. В сети «Дикси» директорами чаще всего становятся линейные менеджеры, рассказала Герман.

Партнер агентства Marksman Наталья Валдаева говорит, что компаниям выгоднее продвигать собственных управленцев: они знают бизнес-процессы, им не придется долго адаптироваться на новой должности.

А. Таранин

Переброска десанта

43-летняя Юлия Скрепчук работает в X5 Retail Group более 10 лет. Она начинала карьеру в сети с должности замдиректора магазина в Москве в 2003 г. Год назад Скрепчук, тогда начальник отдела операций в центральном дивизионе в Москве, пошла на повышение – стала руководителем кластера Волго-Вятского дивизиона в Нижнем Новгороде. При этом ее зарплата, по словам Скрепчук, почти не изменилась. Но итоговое вознаграждение будет зависеть от бонусов в конце года, сказала она. По словам Князевой, сеть практикует релокацию менеджеров, когда сотрудники переезжают на полгода-год, чтобы наладить процессы на местах, или бессрочно. Вознаграждения определяются средней зарплатой по региону, говорит Князева. По данным внутреннего опроса «Пятерочки», 94 из 245 руководителей кластеров и дивизионов «Пятерочки» уже переехал в другой регион. Большинство из них трудится в недавно созданных кластерах «Пятерочки» в Северо-Восточном и Приволжском дивизионах.

За последний год 200 руководителей сети «Лента» также переехали в другие города. По словам Кузнецовой, несмотря на дополнительные затраты на жилье для сотрудников и переезд семей, переезды выгодны, так как это очень быстрый способ передать знания региональным кадрам. В сети «Ашан» руководящий состав новых гипермаркетов сформирован только из сотрудников, переведенных с повышением в должности из других регионов, говорит представитель «Ашана» Мария Курносова.

По данным портала HeadHunter, без учета бонусов в Москве руководитель кластера получает оклад в 88 529 руб. в месяц. В Санкт-Петербурге зарплата руководителя кластера – 65 000 руб., а в Екатеринбурге – 98 900 руб.

Местные не идут

Местные опытные руководители в федеральных сетях среднего ценового сегмента работать не хотят, говорит ведущий специалист по подбору персонала по направлению «Пищевое производство» кадрового агентства «Юнити» Руслан Карпов. «Опытные специалисты охотнее пойдут работать в местную премиальную сеть, нежели в федеральный ритейл среднего сегмента. «Пятерочка», «Дикси» и др. платят низкие зарплаты как продавцам, так и топ-менеджменту», – комментирует Карпов. Эксперт рассказал, что недавно проводил собеседование с кандидатом, который прежде возглавлял розничную сеть в Омской и Новосибирской областях при крупнейшем мясокомбинате. Его зарплата была в 2 раза выше, чем предложила ему федеральная сеть в том же регионе.

По словам директора Союза независимых сетей России Сергея Кузнецова, региональный топ-менеджмент будет стремиться устроиться в местную сеть, нежели в федеральную, из-за более жесткого стиля управления и строгого внутреннего регламентирования. «Раньше директор магазина принимал решения, напрямую советуясь с владельцем сети. В федеральной сети он с владельцами никогда не встретится», – убежден Кузнецов.

Директор с бензоколонки

Столкнувшись с дефицитом кадров в розничной отрасли, сети вынуждены искать специалистов в других отраслях. По заказу X5 Retail Group рекрутинговое агентство Marksman провело исследование кадрового потенциала управленцев из шести отраслей, которые могли бы возглавить кластер или дивизион в сети. Исследователи отобрали 19 000 кандидатов из 60 городов России, опросили 550 человек по телефону, проанализировали 600 резюме, рассказала Валдаева. Основной критерий отбора – кандидат должен был руководить минимум тремя точками продаж. Было выявлено 2378 потенциальных кандидатов из менеджеров: автозаправочных станций (13%), ресторанов (10%), банковской (19%) и страховой (9%) сфер, продовольственных (23%) и непродовольственных (26%) магазинов.

По словам Карпова, наем менеджера из банковской или страховой сферы обойдется на 20–30% дешевле, чем дефицитных управленцев из розницы. Эти отрасли находятся в кризисе и специалисты идут в розничную торговлю от отчаяния, говорит эксперт. Однако, по словам Смирновой, не все банковские менеджеры способны адаптироваться к более высоким темпам работы и принятия решений в розничных сетях. По данным Валдаевой, кандидатов из числа управляющих АЗС ритейлеры тоже могут нанимать на 10–15% дешевле, нежели в родной отрасли.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)