Как компания из Дубны зарабатывает на управдомах
Вокруг IT-мегапроекта по созданию государственной информационной системы ЖКХ за год возник многомиллиардный рынокКаждые три года 32-летний Евгений Цаплин, маркетолог по образованию и выпускник Высшей школы экономики (ВШЭ), придумывает новую идею для бизнеса. А идеи обычно рождаются в момент изменения законов. В 2002 г. Цаплин, тогда второкурсник, основал компанию – оператора IP-телефонии «Инолайн» (бренд TimePhone), а в 2008 г., когда на рынке началась консолидация, продал ее, как он сам говорит, по цене двух хороших автомобилей. Деньги он вложил в IT-компанию «Телеком-проект», ставшую резидентом особой экономической зоны «Дубна». Сначала, когда государство усилило требования к лицензированию операторов связи, компания «Телеком-проект» помогала мелким операторам связи проектировать сети по ГОСТу и готовить документы на лицензирование и имела по 3–5 млн руб. выручки в месяц. Потом операторы начали укрупняться, и в 2012 гг. Цаплин свернул этот бизнес. «Телеком-проект» переключился на строительные компании, которых государство обязало создавать системы менеджмента качества (иначе компании не допускались к гостендерам). Компания нашла около 1000 заказчиков из мелкого строительного бизнеса в регионах и получала по 3 млн руб. выручки в месяц. И когда в 2014 г. заказы от строителей из-за кризиса упали почти до нуля, у Цаплина появилась свежая и более грандиозная идея – заработать на управдомах.
Почтовый вызов
В июле 2014 г. правительство приняло закон о государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ). Согласно ему все УК и ТСЖ, предприятия водоснабжения, канализации, электро- и газоснабжения, госжилинспекции, а также органы власти должны зарегистрироваться в системе и разместить в ней все сведения о себе, жилищном фонде, услугах, а также о потребителях и расчетах с ними. Оператором системы стала «Почта России», а главным разработчиком ГИС ЖКХ – IT-компания «Ланит». Курирует проект Минкомсвязи. Масштаб проекта огромный: по данным портала «Реформа ЖКХ», в России насчитывается 25 783 УК, 29 523 ТСЖ и 6007 ЖСК.
Фактическая цель реформы – повысить собираемость платежей, предполагается, что портал госуслуг станет центром приема всех платежей за ЖКХ, которые сейчас собираются разрозненно. Если жилец заходит на портал, чтобы внести показания счетчиков, имеет смысл сделать там кнопку «Оплатить», говорит Цаплин. Собираемость повысится также в результате борьбы с УК-однодневками. На портале видно, какая УК зарегистрирована за каким домом и кто у нее гендиректор.
На ГИС ЖКХ «Почта России» потратит до 2018 г. 2,4 млрд руб. собственных средств. Минкомсвязи рассчитывает, что проект окупится до 2022 г., и окупаемость определялась исходя из того, что доля «Почты» составит не менее 25% (сейчас, по оценкам «Почты России», она составляет 18% платежей за услуги ЖКХ), говорит замминистра связи Михаил Евраев.
Для компании Цаплина этот закон стал подарком. Самостоятельно перенести данные в ГИС ЖКХ может мало кто из коммунальщиков, и Цаплин стал помогать управдомам.
Драма коммунальщика
Все коммунальщики, которые раньше вели документацию по управлению жилищным фондом, поставкам энергии, водоснабжению, канализации, вывозу мусора и т. п., должны ежемесячно вносить в электронном виде на портал сотни миллионов записей. А с 1 января 2017 г. вступают в действие штрафные санкции для тех коммунальщиков, которые не успели ввести данные о лицевых счетах потребителей в систему: административные штрафы в 200 000 руб., временная дисквалификация гендиректора УК – вплоть до отзыва лицензий. К тому же в Жилищный кодекс внесена поправка, согласно которой потребитель, сведений о котором нет в ГИС ЖКХ, имеет право не платить за квартиру.
«В этом проекте у каждого своя драма, – смеется Цаплин. – Драма жильца, драма «Ланита», который разработал систему в рекордно сжатые сроки – за 2,5 года, драма госжилинспекций, которые были сформированы заново на областном уровне по новому закону, драма банков, которые тоже должны интегрироваться в ГИС ЖКХ в реальном времени, а также драма УК».
ГИС ЖКХ наполняется
Как сообщил Евраев, на 15 июля в ГИС ЖКХ зарегистрировано более 54 200 организаций ЖКХ и органов власти. Из них ТСЖ и ЖСК – 20 700, управляющих организаций – 13 600, предприятий по снабжению ресурсами (водой, газом, электричеством) – 8700, органов власти – 11 200. По словам вице-президента «Ланита» Александра Морлока, сейчас в ГИС ЖКХ загружено порядка 3,6 млн лицевых счетов граждан.
Директора УК в ужасе, рассказывает предприниматель: если у них 150 домов, в каждом доме по 100 квартир, то это 20 000 лицевых счетов, требуется ежемесячное обновление, а при переносе возникает множество ошибок. «Управляющие плачут в трубку. Наш отдел продаж занимается психологическими консультациями. Звонит клиент и говорит, что ничего не понимает в новых требованиях. УК содержит в более или менее приличном состоянии дом или несколько домов, в ней работают пожилые сотрудники. А им на голову сваливаются еще и проблемы переноса данных и дополнительные расходы», – продолжает Цаплин.
Курс психотерапии
Директор УК «Дом-сервис» из Орехово-Зуева Вера Денисова данные о 1500 лицевых счетах и 55 домах еще не ввела – по ее словам, тормозит Единый расчетный центр Московской области (МособлЕРЦ), пока не давший «Дом-сервису» сведений о платежах потребителей. А переносом данных «Дом-сервиса» займется «Телеком-проект». Денисова сотрудничеством довольна, потому что иначе пришлось бы нанимать сотрудника на работу с ГИС ЖКХ.
Ежедневно колл-центр «Телеком-проекта» (он работает на аутсорсинге и насчитывает 25 операторов) делает 1000 звонков по базе компаний, имеющих лицензии на управление домами. Звонить приходится по нескольку раз. Часто бывает, что клиент – директор мелкой УК просит перезвонить позже, потому что вместе с сантехником чинит протекшую трубу. До сих пор есть люди, которые не слышали о новом законе, говорит Цаплин. Приходится перезванивать: вы почитали, ознакомились? С осведомленными директорами можно договориться за день, обработка плохо информированных занимает несколько месяцев. По словам Цаплина, очень помогают госжилинспекции, заинтересованные в своевременном выполнении требований закона.
Главный инженер ООО «ЖЭУ» из Уфы Павел Глушков вспоминает, что заняться переносом данных его подтолкнула проверка жилинспекции, наложившей штраф на компанию. «Телеком-проект» разместил в системе данные о 3000 лицевых счетов потребителей «ЖЭУ» и 11 домах. Правда, пользы от ГИС Глушков не видит.
«Телеком-проект» с клиента берет абонентскую плату в 25 000–150 000 руб. в год, не считая дополнительных сервисов, которые могут в 5–10 раз превысить абонентскую плату. Очень часто у заказчика нет структурированной информации вообще. Например, лицевые счета и журналы ведутся в картотеках в рукописном виде, их надо оцифровать. Или у «Телеком-проекта» есть клиент, жилищный фонд которого состоит из яранг. В штате четыре разработчика, но компания привлекает внештатных специалистов через онлайновые биржи fl.ru и weblancer.net.
В ожидании 1С
Вокруг государственного мегапроекта стремительно развивается рынок софта и услуг, который Минкомсвязи оценивает в 5 млрд руб. в год. Более 700 информационных систем проходит интеграцию с ГИС ЖКХ, уже подключились 178 систем и 283 банка. Евраев уверяет, что руководители проекта заинтересованы в том, чтобы вокруг ГИС появилось как можно больше конкурентных продуктов сторонних разработчиков, которыми могли бы пользоваться организации ЖКХ. А таких компаний насчитывается свыше 1000. «Ланит» разработал огромную систему, но не может сам наполнить ее контентом. Управдом же не в состоянии сгенерировать контент нужного качества, и мы посредники. «Ланиту» выгоднее работать с такими, как «Телеком-проект», нежели с тысячами УК и ЖСК напрямую», – считает Цаплин.
Основной игрок, который выйдет на этот рынок и оттеснит мелких разработчиков, – 1С вместе с партнерами-франчайзи, ведь 70% коммунальщиков пользуются программами 1С, говорит Цаплин. Представители 1С от комментариев отказались. Цаплин надеется занять свою нишу – зарабатывать на сервисе. В июне продажи продуктов и услуг для ЖКХ у «Телеком-проекта» составили 1,4 млн руб., а в августе Цаплин надеется на 3 млн руб. выручки. Сейчас у компании 600 клиентов – УК и ТСЖ. В планах предпринимателя – увеличить годовую выручку до 100 млн руб. Тем временем Цаплин ищет новую идею. Он знает, что скоро в здравоохранении должна появиться государственная информсистема, как в ЖКХ. «В медицине мы ничего не понимаем, у нас работают не врачи, а инженеры. Придется набирать людей», – говорит Цаплин.