Как малый бизнес пережил паузу в российско-турецких отношениях

Многие предприниматели оперативно перестроили бизнес-процессы и даже увеличили выручку
А. Таранин
А. Таранин

Московская компания «Универ клаб» шьет толстовки по заказам «Яндекса», «Мегафона», МГУ им. М. В. Ломоносова, МГИМО и др. Она была вынуждена увеличить цены на 10%, рассказал замдиректора «Универ клаб» Роман Макаров, потому что партнер-дистрибутор повысил цены на ткани на 15% из-за изменения маршрута. Раньше компания ввозила ткани из Турции в Россию напрямую, а с декабря 2015 г. маршрут проходит через Восточную Европу. Представитель дистрибутора сообщил, что, как только Турция снимет запрет на перевозки российскими фурами, компания вернется к прежнему маршруту и снизит тарифы. По данным Макарова, выручка «Универ клаба» в 2015 г. составила 80 млн руб., в этом году будет чуть больше за счет повышения цен и роста числа заказов.

Гражданин Турции и владелец компании Minimen (производителя детской ортопедической обуви) Хакан Бюлбюл вместе с российским партнером открыл обувную фабрику «Дандина» в Орехово-Зуеве летом 2015 г. Сначала предприниматели планировали закупать кожу у отечественных производителей, но те не поставляли кожу нужных цветов и не заключали договоры на поставку малых партий сырья. И Бюлбюл стал заказывать кожу на родине.

В конце ноября 2015 г. отношения между Россией и Турцией резко ухудшились, Россия ввела санкции. У Бюлбюла возникли трудности. Отечественная таможня, ожидая список запрещенных товаров из Турции, начала задерживать поставки сырья, на границе образовались очереди. Время доставки кожи увеличилось с шести дней до трех-четырех месяцев, производство встало, вспоминает Бюлбюл. Предприниматель был вынужден нанять логистическую компанию, которая ввозила сырье через Румынию и Белоруссию. Это было и быстрее, и удобнее, но почти в 2 раза дороже. Из-за 40%-ного повышения расходов на логистику выросла отпускная цена обуви. Два года назад Minimen продавала в России 150 000 пар, а в этом году продаст 25 000, говорит Бюлбюл.

Еще год назад Турция была пятым по обороту торговым партнером России, отмечает Анна Нестерова, основатель компании Global Rus Trade, занимающейся поддержкой внешнеторговой деятельности. За первые девять месяцев 2015 г. торговый оборот между странами составил $18 млрд ($15 млрд приходилось на российский экспорт, $3 млрд – на импорт из Турции). Но за четыре месяца 2016 г. товарооборот с Турцией упал на 45% и составил $4,8 млрд. По словам Нестеровой, сотрудничество развивалось в первую очередь в сфере туризма, продовольственных товаров, текстильной промышленности и в строительстве и, несмотря на все сложности, не прекратилось. «Ведомости» попытались выяснить, как семимесячная пауза в отношениях отразилась на развитии малого бизнеса.

Без туристов

От введенных против Турции санкций в первую очередь пострадали предприниматели туристической сферы. Из-за запретов на чартерные перевозки (их возобновят с 7 июля) мелкие компании потеряли большинство клиентов. Гендиректор семейного клуба «Большая черепаха» Ирина Шалимова говорит, что организация семейных лагерей в Турции принесла ей 70% годовой выручки в 2015 г., составившей 3 млн руб. Каждое лето лагеря «Большой черепахи» посещало около 250 человек. В декабре 2015 г. предпринимателю пришлось искать партнеров в Греции. По словам Шалимовой, греки оказались не столь лояльными, как турки, и вообще не давали скидок. Стоимость путевки выросла, в том числе из-за повышения курса евро и расходов на шенгенскую визу. В этом году лагерь «Большой черепахи» в Греции посетят только 55 человек.

Однако возобновить отношения с турецкими партнерами уже в следующем году не составит никакого труда, уверена Шалимова.

Турецкая туристическая компания Yama Tour Travel Agency с 2009 г. организует для россиян индивидуальные туры с посещением мест жизни православных святых и полетами на воздушном шаре по Каппадокии. Менеджер Yama Ольга Куртулмуш уверяет, что компания готова моментально возобновить сотрудничество с отечественными партнерами. Yama Tour Travel Agency в 2015 г. заключила контракты с тремя десятками партнеров из Москвы и Петербурга, но контракты эти не реализованы.

Ежегодно Yama Tour Travel Agency организовывала отдых для 2000 россиян, а в этом году число туристов снизилось до 10. Владелец Yama Tour Travel Agency Мехмет Кечеджи говорит, что доля выручки от российских клиентов доходила до 25%, но теперь она упала почти до нуля. Предвидя падение спроса, компания решила переключиться на соседний рынок – Украину. За первые шесть месяцев текущего года компания организовала туры для 100 украинских туристов, хотя еще год назад их было 20. Впрочем, компания надеется на возвращение российского туриста. По словам вице-президента Ассоциации туроператоров России Дмитрия Горина, на восстановление спроса нужен минимум год: «Дело даже не в отсутствии чартерных рейсов, а в вопросах безопасности». Горин считает, что только 15% из 700 000 россиян, в прошлом году выезжавших в Турцию, готовы в нынешнем году отправиться в путешествие в эту страну.

Пошли в обход

До ноября 2015 г. доля некрупных российских предпринимателей в общих закупках турецкой одежды и текстиля доходила почти до 50%, говорит управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. Сейчас эта доля снизилась на 30–40 процентных пунктов, но не только по политическим причинам, но и из-за девальвации рубля, сказал Потапенко. Швейные предприятия пережили кризис благодаря либо запасам тканей на складах, либо изменению маршрутов доставки. Турция в феврале 2016 г. не продлила разрешение (закончившееся 31 января) на передвижение грузовиков с российскими номерами по своей территории, и транспортным компаниям пришлось менять маршруты.

Компания – производитель детской одежды Lucky Child не меняла поставщика ткани из Турции, рассказал основатель и гендиректор Lucky Child Владимир Мамут, около 70% материала для Lucky Child поставлял из Турции дистрибутор «Промо коттон». В декабре 2015 г. начались задержки с поставками, в том числе и по вине турецких фабрик, отменявших заказы. Но последствия компания ощутила в апреле 2016 г., когда Lucky Child исчерпала складские запасы. Менять поставщика не стали. «Это небыстрый процесс, пришлось бы ждать новой поставки минимум четыре месяца», – сетует предприниматель. В 2015 г. выручка компании составила 175 млн руб. Прогноз на 2016 г. – 340 млн руб. В мае 2016 г. поставки тканей от «Промо коттон» возобновились.

Кабачки, помидоры, мандарины

В конце 2015 г. у компаний по торговле фруктами и овощами были опасения, что им понадобится больше оборотного капитала из-за увеличения цен и сроков поставки. Опасения не подтвердились, считает владелец сервиса доставки овощей и фруктов Vitamins.ru Евгений Ким. Предприниматель закупал турецкие овощи-фрукты у российских дистрибуторов, и менять их не пришлось, потому что они перестроились сами. Правда, закупочные цены на фрукты и овощи выросли на 10–15%, говорит Ким. По словам директора розничной компании «Фруит стрит» Сергея Байрамова, ему пришлось заменить около 40% турецкой продукции на израильскую, южно-африканскую, латиноамериканскую, иранскую и балканскую.

Гендиректор компании – производителя одежды Oh, my Сергей Ковеленов рассказал, что доля турецких тканей в закупках Oh, my за полгода снизилась с 80 до 50%. Компания переключилась на сербские текстильные фабрики, качество их тканей не хуже турецких, а цены сопоставимы, говорит Ковеленов.

Проложили маршруты

Логистические компании тоже сумели перестроиться. «Мы выполняем обслуживающую функцию и зависим от решений клиентов. Почти все смогли быстро найти контрагентов в других странах», – рассказал совладелец логистической компании Galley Shipping Дмитрий Паcнов. По словам предпринимателя, перед ними встала задача оперативно разработать логистическую схему и наладить общение с таможней. При этом Galley Shipping потеряла одного клиента, который решил закупать ткани в Узбекистане, где Galley Shipping не работала. Число перевезенных контейнеров увеличилось на 4,63% за первые пять месяцев 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., а выручка выросла на 10%. Однако оборачиваемость ухудшилась, поскольку сроки доставки из Китая втрое длиннее, чем из Турции, рассказал Паснов.

Турция никогда не была крупным партнером России в отличие от Европы, Китая или Казахстана, говорит член президиума «Опоры России» Юрий Савелов. Кроме туризма, ни одно из остальных бизнес-направлений сильно не пострадало, считает он. Предприниматели переориентировались на другие каналы поставок и не все готовы возобновить сотрудничество с Турцией на прежних условиях, говорит Савелов.