Кто такие «глобальные русские» и почему их ждут российские работодатели
За рубежом выходцы из России редко достигают карьерных вершин, а в России за такими кадрами охотятсяВ 2013 г. Анна Чокина, ныне генеральный директор бренда L’Oreal Paris в российском подразделении L’Oreal, переехала из Лондона в Москву, оставив Prоcter & Gamble после многих лет работы. Она говорит, что не видела новых карьерных возможностей в Procter & Gamble, а в России ей предложили хорошую позицию в PepsiCo. Позже, уже в России, она перешла на работу в L’Oreal. «Пока мне все нравится, и я рада, что расту профессионально», – говорит Чокина.
Похожую историю рассказала «Ведомостям» директор по персоналу крупной российской компании. Эту должность ей предложили, когда она занимала аналогичную позицию в восточноевропейском подразделении международной парфюмерно-косметической компании. Решиться на перемены ей было нелегко: на предыдущем месте собеседница «Ведомостей» проработала 20 лет. Она вспоминает, что начальник крайне удивился ее решению и сказал, что готов предложить любые бонусы и позиции, лишь бы она не уходила. «Но я чувствовала, что нуждаюсь в новом опыте, и меня было трудно отговорить», – рассказывает она. Она приняла предложение перейти на работу в России – и не пожалела.
Великий исход
Международные компании стали посылать своих российских менеджеров в загранкомандировки еще в 1990-х гг., едва выйдя на российский рынок. По мнению Константина Савкина, бизнес-тренера и автора семинаров для собственников и топ-менеджеров, они уже тогда задались целью заимствовать самые талантливые российские кадры, которые помогли бы им продвигать бизнес на развивающихся рынках.
Массовый исход российских управленцев за рубеж начался примерно в середине 2000-х гг., когда россияне почувствовали, что их знаний и навыков хватает для того, чтобы сделать приличную карьеру за рубежом, объясняет Сергей Булатов, партнер хедхантинговой компании Morgan Hunt Executive Search, которая базируется в Лондоне и трудоустраивает наших соотечественников и за рубежом, и в России. По всему миру, по его оценке, работает несколько десятков тысяч российских управленцев.
В России комфортнее
За границей российского топ-менеджера оценивают очень жестко: интересует только то, что ты сделал здесь и сейчас, говорит Екатерина Егорова, гендиректор отеля «Новый Петергоф» в Санкт-Петербурге. Вокруг нет людей, которые могли бы выдать тебе кредит доверия только потому, что ты окончил престижный вуз и хорошо работал все предыдущие годы. «Я поняла, что мне комфортнее работать в России», – резюмирует она.
По данным Egon Zehnder, глобальные русские, как их называют в международных компаниях, работают в 50 странах в самых разных отраслях: на потребительском рынке, в розничной торговле, сфере услуг, фарминдустрии, телекоммуникациях, финансах, промышленном секторе. 66% российских топ-менеджеров, покидающих Россию, едут на работу в Европу, 25,3% – в Америку и только 4,4% – в Азию. Чаще их можно встретить в Великобритании и США (по 22,2% от общего количества российских топ-менеджеров, работающих в 25 компаниях потребительского сектора, которые опросила Egon Zehnder), а также в Швейцарии (16,4%), где находятся региональные и глобальные штаб-квартиры компаний. По словам Алексея Соколова, партнера Egon Zehnder и автора исследования, в этих странах россиянам работать интереснее всего, они рассчитывают получить там разносторонний и богатый опыт.
Egon Zehnder опрашивала в первую очередь представителей крупных потребительских компаний, уточняет Соколов, так как этот рынок в России был первым, куда пришли иностранцы. Много лет эти компании развивали и воспитывали российских управленцев, предлагая им международные карьеры в самых разных областях: в маркетинге, торговле, финансах, отделах по работе с персоналом.
Все ради карьеры
Валерий Лановенко, ныне вице-президент Oracle по странам Центральной Европы, начинал карьеру в 1993 г. в российском подразделении Hewlett-Packard. В 1998 г. его перевели в азиатско-тихоокеанскую штаб-квартиру компании в Австралии, назначив региональным директором по логистике и сервису. «Я переехал по карьерным причинам. Хотелось получить новый опыт и вырасти профессионально», – рассказывает Лановенко. В Азии ему пришлось приноравливаться к другим темпам и методам работы. «На первый взгляд кажется, что в Азии все делается медленнее. Но когда оцениваешь результаты работы, то видишь: сделано очень много, даже больше, чем можно было бы сделать за то же время в России», – вспоминает он. Впрочем, долгая работа за рубежом постепенно привела его к мысли, что на 90% бизнес везде делается одинаково и успешный менеджер может сделать карьеру повсюду. В 2003 г. Лановенко переехал на Украину, возглавив там представительство Microsoft, в 2007 г. вернулся в Россию, став руководителем первого российского офиса Apple, а потом возглавил Oracle в России и СНГ. Теперь он снова переезжает в Европу.
Попав однажды в западную корпоративную систему, россияне постепенно к ней адаптируются, воспринимают западные ценности и становятся космополитами, которым все равно, где работать, лишь бы их карьера была успешной, говорит Савкин. Вице-президент по финансам Unilever в Великобритании Татьяна Петкевич говорит, что считает себя глобальным менеджером в глобальной системе международного бизнеса. В Россию ей было бы сейчас трудно вернуться: «Я переросла российский рынок».
Ценные кандидаты
Многие из этих убежденных глобалистов получили на Западе богатый и разнообразный опыт, но в Россию не возвращаются, опасаясь за карьеру и репутацию, продолжает Савкин. Окружающие могут подумать, что глобальных менеджеров из них не получилось, а на российском рынке уже есть примеры, когда «возвращенцы» не срабатывались с собственниками компаний, говорит эксперт.
Попытаться вернуть этих людей в Россию было бы экономически выгодно и целесообразно – надо только предложить им достойную перспективу, уверен гендиректор Sapiens Consulting Святослав Бирюлин. Возможности для таких кандидатов на российском рынке есть, не сомневается управляющий партнер хедхантинговой компании «Агентство Контакт» Марина Тарнопольская. Чаще всего такие люди нужны представительствам западных компаний или российским компаниям, которые выходят на международные рынки, говорит она: для них важно, что у соискателя есть международный опыт, но вместе с тем что он не экспат, понимает российский менталитет и говорит по-русски.
«Мы бы очень хотели видеть в своей команде россиян с ценным опытом работы за рубежом, в крупных международных компаниях», – подтверждает директор по персоналу Ostin в России Андрей Сафанюк. За последние годы его компания наняла на топовые и средние должности в России более 10 экспатов-иностранцев, но хотела бы почаще брать на такие позиции глобальных русских: это были бы самые ценные кандидаты.
Вернуться готовы
Если в России глобальные русские часто считаются ценными и перспективными кандидатами, то на Западе, как выяснила Egon Zehnder, их оценивают не так однозначно. Одни называют их звездами или вполне дельными работниками, другие полагают, что они недостаточно хороши или слишком экзотичны. Не так много россиян смогли стать по-настоящему глобальными топ-менеджерами, констатирует Булатов из Morgan Hunt Executive Search: на позицию гендиректора крупной международной компании их берут редко, чаще россиян встретишь среди директоров департаментов или региональных направлений.
Многие россияне, особенно из тех, что работают за рубежом с 2005–2006 гг., почувствовали, что достигли потолка в зарубежной карьере, говорит Булатов. Они все чаще посматривают в сторону России и оценивают свои перспективы на российском рынке. «В последнее время ко мне чуть ли не каждый день обращаются российские управленцы, которые хотели бы переехать в Россию, и просят подобрать им подходящие вакансии», – рассказывает Булатов.
Российский рынок сильно выиграет, если на него вернется хотя бы 5000 таких профессионалов, уверен он. Главное – создать им комфортные условия для работы и показать, что работа в России тоже может быть интересной и перспективной.