С 1 июля в России начинают действовать новые профстандарты

Лишь 12% российских работодателей полностью соответствуют новым требованиям
А. Таранин
А. Таранин

Требования, вступающие в силу с конца следующей недели, родились как идея еще четыре года назад. Именно тогда чиновники решили сделать требования к специалистам более современными и создать новые описания профессий, ведь действующая система классификации профессий сформировалась более 20 лет назад, рассказывает представитель Минтруда. Министерство разработало список стандартов для 818 профессий (программист, экскурсовод, тренер, бухгалтер, специалист по финансовому консультированию, страховой брокер и многие другие) и в ближайшее время планирует создать стандарты еще для 1000. Смысл введения профстандартов еще и в том, чтобы привести образование в соответствие с ожиданиями и требованиями рынка, добавляет представитель российского вице-премьера Ольги Голодец.

Касаются эти нововведения всех работодателей, но далеко не все планируют отнестись к этому всерьез, выяснило агентство «Контакт», опросившее 107 директоров по работе с персоналом из крупных российских компаний. По словам Ольги Кладос, автора исследования и директора по развитию бизнеса агентства «Контакт», 32% респондентов хотя и слышали о введении профстандартов, но не планируют их внедрять, так как не смогли понять, что именно должны изменить в работе.

Работа с трудовой книжкой

Для частных компаний новые профстандарты пока носят рекомендательный характер. А вот госучреждения и компании с госучастием обязаны следовать новым требованиям, говорит проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Александр Сафонов. Единственное, что обязаны сделать все компании, – это привести названия должностей в трудовых книжках, трудовых договорах, должностных инструкциях и прочих документах в соответствие с новыми профстандартами. Государственная трудовая инспекция (ГИТ; ей поручено следить за тем, как работодатели внедряют стандарты) может попросить компанию предоставить кадровые документы и проверить, соответствует ли название должности официальному названию.

Наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или положениях профессиональных стандартов, если выполнение соответствующей работы предполагает предоставление работнику компенсаций, льгот либо накладывает на компанию иные ограничения, уточняет представитель Минтруда. Во всех остальных случаях положения профстандартов носят рекомендательный характер: они «задают планку современных требований и ориентиров» для кадровой политики в организации.

61% опрошенных агентством «Контакт» признались, что не понимают, как появление профстандартов отразится на их бизнесе. 15% уверены даже, что нововведения принесут вред. И лишь 6% респондентов убеждены в обратном: изменения принесут улучшения. А еще 18% опрошенных считают, что введение новых профстандартов никак не отразится на их деятельности.

Нет ничего удивительного в том, что бизнесу эта история неинтересна, рассуждает Сафонов. Основная причина введения профстандартов – несоответствие профессиональной подготовки требованиям бизнеса, говорит он. Но стандарты разрабатывались научно-исследовательскими институтами, а заинтересованное лицо – бизнес, тем более малый, в этом не участвовал. Кроме того, простое описание профессий не может повлиять на качество кадрового потенциала компании, особенно если она сама занимается обучением сотрудников, убежден Сафонов. Если у компании есть своя кадровая служба и система оценки качества персонала, то дополнительная оценка кадрового потенциала ей не нужна, уверен эксперт.

За и против

Полностью готовыми к введению новых профстандартов считают себя лишь 12% компаний. Еще 21% знает о грядущих изменениях и пытается готовиться к ним. 24% из тех компаний, что готовятся, делают это собственными силами. В 15% случаев HR-менеджеры размышляют о том, как именно готовиться: своими силами или наняв стороннюю компанию. 5% опрошенных HR-директоров точно воспользуются услугами сторонней организации – брать эту задачу на себя они категорически не хотят.

Не готовы

Большинство респондентов подозревают, что работники их компаний новым требованиям не соответствуют: 47% оценивают уровень соответствия лишь в 20–50%, а 23% – в 50–75%. Но эти данные вряд ли объективные, полагает Герасимова: стандарты написаны странно, часто объем полномочий неоднороден.

Представитель «Уралкалия», например, знает об изменениях, но у этой компании не так много сотрудников, чьи профессии попали в список Минтруда, – в основном те, кто работает на опасных и вредных производствах.

Около 6% респондентов вообще ничего не слышали о введении профстандартов. Еще 9% в курсе нововведений, но считают, что им и без того есть чем заняться, кроме как подлаживаться под новые профстандарты. 21% допускает, что изменения важные, но предпочитает сначала присмотреться, как будут действовать другие компании, проходящие проверку ГИТ. «Вполне нормальная реакция, – пожимает плечами директор Центра трудовых прав Елена Герасимова. – Компании воспринимают нововведение как нечто искусственное, бюрократическое. Эти изменения не делают работу более успешной, а скорее являются обременением».

HR-директора многих компаний пребывают в уверенности, что нововведения их не касаются. 73% респондентов знают, что изменения затронут только госструктуры и муниципальные организации, 18% считают, что стандарты действуют абсолютно для всех организаций. Все что-то слышали, но точных данных ни у кого нет, описывает ситуацию Кладос. Многие, возможно, рассчитывают отделаться штрафами, предполагает она.

Снова учиться?

В половине случаев опрошенные уверены, что сотрудники их компаний должны пройти дополнительное обучение, если их квалификация не будет соответствовать новому стандарту, и готовы платить за их образование. Иного выхода у компаний и нет, согласна Кладос: если появляется новый профстандарт, а квалификация сотрудника не соответствует ему, то работодатель обязан доучить его и не имеет права уволить, а может лишь на время отстранить от работы.

«Евросеть» планирует обучать работников, в случае если новые профстандарты потребуют этого, говорит директор ее департамента по работе с людьми Елена Король: согласно трудовому законодательству организация обучения – это обязанность работодателя, поэтому обучение сотрудников будет производиться за счет компании.

В «Уралкалии» немного ключевых работников, которых обучат новым профстандартам за счет компании, говорит ее представитель. Но к новым сотрудникам будут предъявляться требования в соответствии с новыми профстандартами.

10% HR-директоров, опрошенных агентством «Контакт», считают, что сотрудники должны учиться, но за собственный счет. Но, по мнению Герасимовой, подобное требование работодателя по отношению к сотруднику будет незаконным: если человек уже работает, с ним был заключен трудовой договор, то заставить работника переобучаться за его счет нельзя.

Некоторые компании тратят деньги еще и на то, чтобы обучить кадровый персонал внедрению профессиональных стандартов. 15% респондентов сказали, что прошли специальное обучение по внедрению профстандартов. По словам представителя «Уралкалия», подготовку к введению новых профстандартов компания осуществляет собственными силами около года: была создана группа специалистов, которые прошли предварительное обучение. Они изучают стандарты, которые выпускает Минтруд, и вносят соответствующие изменения во внутренние документы.

HR-директор одной из крупных российских компаний уверен, что в основном к внедрению профстандартов оказались готовыми госкомпании: «Бизнес не знает, какую выгоду получит от введения этой системы. У него слишком много вопросов. Будет ли это влиять на расчет зарплаты, например? Что делать с сотрудником, если его должность не появится в списке? Никто не знает, каким образом производить изменения, так как методология непонятна».