Организаторы избирательных кампаний в США создают стартапы

Однако клиентов–политиков им недостаточно для развития – нужна особая бизнес-модель
Стартапы  идут в политику
Стартапы идут в политику / Andrew Harnik / AP

Профессионалы в области цифровых технологий, фандрайзинга и аналитики, обслуживающие американских политиков, создают стартапы, повышающие эффективность предвыборных кампаний.

Майкл Слэби, работавший в обеих кампаниях президента Барака Обамы, основал в 2013 г. компанию Timshel, которая предлагает кандидатам от демократов программное обеспечение (ПО) для работы с избирателями и привлечения финансирования. Timshel поддерживает председатель совета директоров Аlphabet Эрик Шмидт. Расположенная в Чикаго Timshel работает с кандидатом от демократической партии Хиллари Клинтон. За услуги Timshel Клинтон заплатила $460 000 (данные Федеральной избирательной комиссии). Но основную выручку Timshel приносят контракты с Агентством ООН по делам беженцев, некоммерческими организациями и правозащитными группами.

За три цикла президентских выборов было создано более 80 подобных стартапов, отмечает Дэниел Крейс, преподаватель Университета Северной Каролины. Однако неизвестно, сколько из этих компаний выжило.

Большинство стартапов предлагает технологии для работы с различными аудиториями в стратегических целях, для маркетинга и фандрайзинга. Демократы создали больше таких компаний, чем республиканцы, отмечает Крейс. Основанный главным аналитиком предвыборной кампании Обамы Дэном Вагнером стартап Civic Analytics Nation и разработчик ПО для управления избирательными кампаниями и волонтерами NationalField выросли из первой президентской кампании Обамы.

В числе компаний, работающих на стороне республиканцев, – Targeted Victory, специализирующаяся на цифровой рекламе. Она основана Заком Моффеттом, ранее работавшим директором по цифровым технологиям у Мэтта Ромни, кандидата в президенты в 2012 г. Другой стартап – i360 – специализируется на обработке данных.

Многим стартапам, чтобы выжить и вырасти, пришлось расширять клиентскую базу. В текущем политическом цикле Targeted Victory была задействована в 400 кампаниях, и большинство кандидатов-республиканцев использовали ее продукты для фандрайзинга и маркетинга. Targeted Victory также консультировала трех кандидатов, в том числе Теда Круза. Targeted Victory также работает с корпорациями и адвокатскими группами. Технология, которая помогала кандидатам наладить общение с определенными категориями избирателей или спонсоров, может использоваться автодилерами для привлечения новых клиентов или киностудиями, которым нужны реклама и пиар, говорит Моффетт.

Некуда расти

Главная проблема стартапов, обслуживающих политику, состоит в том, что выборы, особенно президентские, проводятся не каждый год. А для организации кампании и создания прибыльного предприятия требуются совершенно разные навыки. Многие компании ориентированы на определенную миссию или работают только с демократами или республиканцами, что ограничивает число потенциальных заказчиков.

i360 предоставляет средства анализа поведения избирателей, которые использовались организаторами встреч с избирателями более чем в 100 республиканских кампаниях на этом предвыборном этапе, отмечает президент Майкл Палмер, работавший в предвыборном штабе сенатора-республиканца Джона Маккейна в 2008 г.

Однако компании i360 за семь лет не удалось вырасти до желаемого масштаба, поэтому Палмер планирует после ноябрьских выборов переключиться на коммерческую клиентуру. «Некоторые наши технологии могут пригодиться корпорациям для исследования предпочтений потребителей и директ-маркетинга», – отмечает Моффетт.

IT-компания Blue State Digital, в 2004 г. основанная ветеранами президентской гонки Говарда Дина, изначально была ориентирована только на политику, но в 2008 г. была вынуждена расширить клиентскую базу, рассказал основатель компании Джо Росперс, бывший главный стратег по цифровым технологиям во время кампаний Обамы. Сейчас Blue State Digital около двух третей годовой выручки, превышающей $40 млн, получает от музеев, университетов, а также корпоративных клиентов, таких как Ford Motor и Green Bay Packers.

Но NationalField, выросшая из внутренней социальной сети, созданной для управления персоналом и волонтерами во время первой кампании Обамы, при диверсификации бизнеса столкнулась со сложностями. Она нашла клиентов – британскую Национальную службу здравоохранения и Kaiser Permanente, но ей было сложно придумать «тиражируемую систему сбыта», а также приспособиться к более длинному циклу корпоративных продаж, сказал соучредитель Аарон Вассерман.

Компания – разработчик ПО для политиков – NationBuilder была основана в 2009 г. при поддержке Андрессена Горовица. В прошлом году NationBuilder уволила более 50 человек (около трети сотрудников) после безуспешных поисков новых клиентов. «Мы разрешили людям продавать продукты NationBuilder всем желающим, но у нас не было правильной модели сбыта», – рассказал основатель Джим Джиллиам. Недавно он нанял вице-президента по продажам, который стал первым менеджером в компании с опытом продаж.

Перевела Екатерина Кравченко