Предприниматели экспериментируют со взбитым медом
По оценкам производителей, на крем-мед приходится уже 5% рынка меда в России, и эта доля будет растиВ 2013 г. Гузель Санжапова сделала своему отцу Равилю неожиданный подарок – маленький трактор. Подарок стоил 1,2 млн руб., и девушка заняла денег у друзей. Гузель хотела помочь отцу, который недавно получил в наследство от деда пасеку в деревне Малый Турыш в 200 км от Екатеринбурга. Трактор облегчил Равилю жизнь, но дела на пасеке шли плохо: 2 т меда, которые ежегодно давали пчелы, некуда было девать. Гузель тогда имела собственный мелкий бизнес по пошиву галстуков-бабочек. А мед девушка с детства не любила. И поэтому придумала производить крем-мед: взбитый при низких температурах, он приобретает нежный вкус и не кристаллизуется.
В мед Санжапова решила добавить лесные ягоды, а к их сбору привлекла местных бабушек, которым платит по 260 руб. за литр. В 2013 г. она на 200 000 руб. купила минимальный набор оборудования для производства крем-меда: сушилки для ягод, миксер для взбивания меда и фасовочную машину. Свой мед она решила продавать под тем же брендом, что и галстуки-бабочки: Coccobello. Медовая компания получила то же имя – «Коккобелло». Стоит продукт примерно втрое дороже обычного меда. На ярмарках до конца 2013 г. у Санжаповой купили всего 1200 баночек меда. А в 2015 г. компания продала уже 19 000 баночек, в том числе 9 000 по 250 мл (каждая по 450 руб. в розницу). Основные клиенты компании – от 25 до 40 лет, любители кулинарных новинок. Выручка в 2015 г. составила 6,5 млн руб.
Модные десерты
Рост рынка меда привел к увеличению числа частных предприятий и усилению конкуренции в этом секторе, замечает Анастасия Птуха, гендиректор аналитической компании Step-by-Step. И компании по производству меда каждый год расширяли ассортимент, добавляет Дмитрий Галаганов, гендиректор компании Organic Group, одного из крупнейших производителей меда в России (марка «Берестов А. С.»). Одной из новинок стал крем-мед.
Взбитый мед был изобретен в Канаде, потом вошел в моду в Европе, а затем и в России, рассказывает Птуха. Сейчас, по оценке Галаганова, на взбитый мед приходится около 5% рынка меда в России, и эта ниша будет расти. По мнению Галаганова, это естественная эволюция рынка: «То же самое произошло в свое время с рынком молочных продуктов. В советские времена мы покупали только молоко, кефир, творог и сметану, а теперь нам предлагают великое множество разных молочных продуктов».
Крем-мед не соответствует ГОСТу, разработанному для натурального меда. Поэтому все производители, работающие в этой нише, производят продукцию по ТУ, самостоятельно разрабатывая технические условия и сертифицируя свои продукты, объясняет Галаганов.
Трудности на старте
По подсчетам Step-by-Step, первоначальные вложения в производство меда на имеющемся участке сравнительно невелики – около 95 000 руб.: 5000 руб. на покупку 10 ульев, 50 000 руб. на приобретение 10 пчелиных семей, 30 000 руб. на специальный инвентарь и порядка 10 000 руб. на лекарства для пчел. Если же вместо обычного меда предприниматель решит производить крем-мед, то на закупку оборудования, аренду помещения, наем работников и брендинг продукта понадобится около 5 млн руб., рассказывает Василий Минаков, совладелец компании «Фабрика вкуса» (бренд Nectaria), которая производит кремовый мед с 2014 г. Именно столько он и его партнер Сергей Зайцев вложили в бизнес. Минаков, предприниматель из IT-отрасли, решил заняться медом, побывав на пасеке Зайцева в Воронежской области. «Я тогда попробовал мед, послушал его рассказы, потом почитал о меде и понял, что в этой сфере пока немного стартапов. Особенно если продавать не мед как таковой, а крем-мед с измельченными ягодами», – вспоминает предприниматель. Минаков и Зайцев решили брать мед с пасеки Зайцева, закупили оборудование и наняли пять человек. Однако пришлось дополнительно закупить мед в Казахстане и на Дальнем Востоке. Летом 2014 г. партнеры впервые представили продукт на ярмарке. Сейчас выручка «Фабрики вкуса» составляет около 10 млн руб.
Полезная бабушка
У каждого бренда обязательно должна быть своя история, уверяет Санжапова. Свою историю она создала, когда в начале 2014 г. собирала деньги на краудфандинговой платформе Boomstarter.ru на докупку оборудования и строительство цеха в Малом Турыше. «В ноябре 2013 г. мы поехали снимать видео в деревню, и уже в поезде я решила, что буду говорить на платформе о том, что дам работу деревенским бабушкам, которым негде работать в нынешней деревне», – вспоминает предпринимательница. История о возрождении российской деревни настолько понравилась людям, что вместо запрошенных 150 000 руб. Санжапова собрала 454 000 руб. Весной 2014 г. она повторно собрала деньги на Boomstarter.ru, и снова бабушки помогли ей вместо запрошенных 650 000 руб. собрать 1,2 млн руб.
Традиционный рынок
По данным Росстата, производство меда в России в последние годы стабильно росло: в 2012 г. было произведено 64 000 т, а в 2014 г. – 75 000 т. Лишь в 2015 г. из-за неблагоприятных погодных условий пчеловоды, по данным самих производителей, получили меда на 30–50% меньше, чем в рекордном 2014 году.
Другим путем пошли Мария и Роман Петченко, владельцы компании «Перони» (марка Peroni Honey). У них нет собственной пасеки. В компании работают около 30 человек, выручка составляет около 40 млн руб. Мария, по профессии дизайнер, сама разработала вкус и упаковку продукта. «Мы с самого начала хотели, чтобы в нашем продукте как можно меньше чувствовался мед. Это должен был быть полезный десерт, который можно есть с хлебом на завтрак, например, вместо шоколадного крема Nutellа», – рассказывает она. Продукт понравился Юлии Высоцкой, с которой Мария познакомилась в одной из кулинарных студий. Высоцкая согласилась использовать продукты Peroni Honey при приготовлении блюд в кулинарной студии и выпустила с Peroni Honey совместную медовую серию. Это помогло компании попасть в несколько крупных розничных сетей, говорит Мария Петченко. Правда, представитель магазина «Глобус гурмэ» на Славянском бульваре сообщил, что взбитый мед Peroni Honey продается очень плохо.
Где продавать
Большинство российских производителей меда продают продукт на ярмарках и рынках, рассказывает Галаганов. В России, замечает эксперт, люди традиционно не доверяют магазинному меду и считают, что он хуже качеством. Многие предприниматели ограничиваются ярмарками, потому что крупные сети требуют большие партии и платят деньги только после реализации всей партии. Санжаповой пока хватает того, что она зарабатывает на ярмарках, рынках, через социальные сети и интернет-магазин. Продукты Coccobello (13 видов крем-меда и семь медовых муссов) также продаются в небольших магазинах и в центре «Цветной» на Цветном бульваре.
Не вышел в крупные розничные сети пока и Минаков. 12 видов меда Nectaria продаются в небольших магазинах здорового питания, кофейнях и региональных сетях. Но к продукту, по словам Минакова, выказывают интерес поставщики в Китае и Великобритании. Компания «Перони» ведет переговоры с потенциальными партнерами в Азии и Европе, которые говорят, что в их странах аналогов Peroni Honey нет. Российский рынок меда перенасыщен и за несколько лет экспорт российского меда увеличился более чем в 10 раз, утверждает Анастасия Птуха. Российский мед покупают в Китае, ОАЭ, США, Швеции, Канаде, добавляет она.
Ложка дегтя в бочке меда
Рафаэль Валеев, владелец семейной пасеки Валеевых в Башкирии, сомневается, что сможет продавать крем-мед с тем же успехом, что и мед обычный. Валеев уверен, что потребители, которые покупают взбитый мед ради необычного вкуса, через некоторое время вновь вернутся к традиционному продукту. По словам Алексея Меркулова, директора торговой фирмы «Медовая компания. Правильный мед», сбыту взбитого меда мешает высокая цена и большое количество фальсификатов – медового продукта с искусственными добавками (его выпускают недобросовестные пчеловоды). Из-за этого на ярмарках происходит отток клиентов от прилавков со взбитым медом. Санжапова уверена, что со временем крем-мед завоюет и крупные розничные сети, и новых потребителей. А пока она думает о том, как бы привлечь к сотрудничеству другие пасеки района, сообща организовать кооператив и наладить совместный сбыт продукции.